Комментарии пользователя

2020-04-21 15:11

olga71
Надо будет попробовать и мешать рукой, и прижимать от края.

Только нужно заранее позаботиться о том, чтобы совсем рядом была проточная вода. Иначе измазанной рукой измажете всю поделку.

olga71
Кстати, а почему выходов два? Один к арене, а второй? Или второй не выход, а вентиляция?

Я всегда в любом формикарии делаю два входа-выхода (оба они служат вентиляцией) - один к арене, а второй для подключения дополнительного модуля. Второй до поры затыкаю ватой. Мне кажется неправильным и очень хлопотным делом переселять муравьёв из формикария в формикарий по мере роста семьи. Лучше уж подключать дополнительные модули :)


2020-04-20 15:25

olga71
Толстые стенки у камеры увлажнение - сразу чувствуется, не новичок делал )

Там ещё и игла, ведущая в камеру увлажнения, вмурована намертво - думал будут грызть гипс, но они оказались лапоньки-паиньки, которые о подобном и не помышляют :)

olga71
У меня возникли вопросы по изготовлению:

1. Камеры вырезаны во влажной плитке обычным ножом и стамеской.
2. Гипс замешиваю всегда рукой, чтобы чётко чувствовать консистенцию, замешиваю чтобы был как сметана, заливаю сверху всегда с небольшой "горкой". Стекло прижимаю от края, выдавливая лишний гипс, поэтому пузырей нет (но иногда бывают :)).
3. Формы камер не несут в себе никакого скрытого смысла, просто экономия пространства, такие уж получились :)
4. Стекло приклеено аквариумным силиконовым герметиком.
5. Один выход, верно, - справа внизу, а второй слева посередине, там ещё трубку видно.


2020-04-19 19:55

olga71
И полтора года молчали? )))

У меня Сервиформики и Лязиусы (нигер) всё время помирали. Две недели, два месяца, полгода, год. Я уже зарёкся их брать, но попал на лёт конкретно вот этих и соблазнился :) Решил молчать пока не удостоверюсь, что полёт нормальный. Удостоверился, вот :)

olga71
Точно не нигеры?

Точно не те нигеры, которые в огороде. Может быть это платиторакс, но я не смог определить. Маленькие, блестящие ни на кого не похожи.

olga71
Ярослав, они уже в формикарии?

Да, они быстро из инкубатора выросли. Формик - гипсовая плитка залитая в нижнюю часть пластиковой коробки из-под домино. Вентиляция - входы-выходы из формика, их два.

фото.


2020-04-19 18:47

Кушают сахарный сироп, мёд, тараканов. А вот и упомянутая группа

личинок.

Формикарий уже не первой свежести, стекло запачкано изнутри. Надеюсь, семья сильно прибавит в численности и в новых доп. модулях будет почище и лучше будут условия для съёмки.


2020-04-19 04:15

На улице холодно, то и дело пороша сыпется вместо дождя. Вагусы на улицу ходить и не думают, по трубке бегают до окна и обратно. Пару раз вниз, за окно, выбросили совсем изъеденных тараканов и всё. Справедливости ради отмечу, что на иве ещё даже листья не распустились. Зато тли уже давно сидят вокруг почек, но я всё более уверен, что это мелкие зелёные, которых не хочу, а не птерокоммы. Но ещё пока очень маленькие, не понять. Если так - буду убирать и заселять именно птерокомм, они более мирмекофильные и не угнетают иву как мелкие зелёные. Пижма ещё не доросла до возраста, когда на точке роста чудесным образом появляются нужные тли. Обычно они появляются в начале мая. На иголочках сосны яйца каких то тлей выглядят так, словно из них ещё никто не вылупился... Зато проклюнулся бодяк, которого я считал погибшим зимой, пока два крохотных росточка. Много места появилось под травы с тлёй, но нет тли толком, рано ещё. Дикие гнёзда вагусов - без активности. Похоже, лёт - это событие, которым у вагусов сезон открывается, а это конец апреля-начало мая (в моём районе). Рано вывел из зимовки, но у меня были обстоятельства, однако, на будущее отмечу, что раньше числа 15-20 апреля выводить из зимовки смысла нет. Зато теперь я знаю, что такое "движуха" на домашней арене - полтора десятка рабочих постоянно заняты перекладыванием запасов тараканины по углам, ходят-бродят, бегают. Раньше их внимание было отвлечено от подобной суеты. Семья живущая с улицей и без - две разные семьи :) Раньше работа на домашней арене была только по существу: попить сироп, собрать кормовых насекомых/пауков и всё, никакого постоянного присутствия полутора десятков рабочих не было. Так необычно :) Словно все, кто в прошлом году ходил на улицу, теперь делают дела на домашней арене.


2020-04-18 17:43

olga71
Ярослав, не помните, как обстояло у Ваших с охотой до зимовки?

Да так же как и сейчас - филигранно охотятся на мелочь (пыль туркменов) размером не больше своей головы примерно. Со всем что покрупнее - так же как и у Вас - пыль столбом, топот, крики паника, суета, беготня, бестолковые напрыгивания и запах кислоты :) Так и должно быть, по идее. Вагусы не охотятся на мамонтов, они охотятся на всякую мелочь на травах и деревьях, борьба не предполагается, ставка сделана на скорость и реакцию :) В неволе к полноразмерным тараканам они могут приспосабливаться, даже, хуже Жнецов, которые вовсе не охотники за редким исключением, так как это совсем не похоже на охоту, на настоящую охоту, к которой они (вагусы) приспособлены.
Если же имеется ввиду, что до зимовки Ваши вагусы справлялись лучше - то трудно сказать почему... Может старые опытные мастера, научившиеся хорошо справляться с крупными тараканами, умерли за время зимовки или после, а, может, отвыкли и им требуется вспомнить свои навыки? :)


2020-04-18 06:47

Сегодня во время подачи мраморной тараканины, один из тараканов ожил (плохо придавил). Это настолько впечатлило одного из фуражиров, что он, улетев стремглав в формикарий, растормошил всю семью и добрую четверть семьи мобилизовал на усмирение ожившей еды. В формикарии создалось движение, небольшая суматоха, няньки расступились и я, тихонько подкравшись, смог сфотографировать обе части кладки.

Первая часть

Вторая часть

Уже примерно 23-25 яичек :)
Вагусы тем временем охотились на тараканов - двух совсем дохлых и одного полудохлого. Пара фото запечатлевших подвиги:

фото

фото


2020-04-18 01:06

olga71
Но в чём эта логика?

У меня крылатых давали Жнецы, Бегунки, Формика. Могу уверенно сказать, что ни разу самки, не сумевшие выполнить своё предназначение, не становились объектами настоящей агрессии, их не стремятся именно убить, а всегда вот так вот именно "затаскивают" насмерть. Под конец у них нет ни антенн, ни крыльев, ни ног, часто нет голов. Даже после смерти их ещё долго продолжают носить, словно не зная куда деть, пока они не развалятся на части. Тут логика ещё есть и она понятна: "этих самок не должно тут быть, они должны были улететь". Вот какая логика движет муравьями когда точно так же в это время "под раздачу" попадает и своя родная основная самка? Этого всегда стоит опасаться, у меня так случилось с Бегунками. Я бы от греха по возможности убрал бы всех лишних самок (отобрал/поймал), покушаются ли на них, нет ли - это мина замедленного действия. Хотя, справедливости ради, припомню, что Жнецы основную самку не тронули...


2020-04-17 19:04

Рафик
А вообще что скажете на общую арену для мессоров и геркулеанусов?

Ничего хорошего из этого не выйдет.

Рафик
Арена будет большая где то метр на метр .

Это для дома/балкона она большая, а с точки зрения муравьёв - крохотная. Будут конфликтовать скорее всего. Если одна из сторон и не вырежет другую в нуль, то всё равно одна из семей (слабейшая в этом противостоянии, - а это именно противостояние получится) будет в угнетённом подчинённом положении находиться. Мои вагусы на уличной арене чуть больше квадратного метра не смогли жить в мире и согласии с дикими Мирмиками, постоянно конфликтовали. Это неизбежно. Уж лучше на такой арене сделать геркам падевую ферму, а Жнецов оставить в покое с ареной попроще. Вот, даже, если они уживутся и не будут конфликтовать - я бы не сказал, что это прям что то интересное и полезное для обеих семей будет. Может и потеснятся, может и уживутся, но толку то? Да и то - едва ли...


2020-04-15 20:17

Самое главное - по количеству яичек тоже вопросов нет, их не меньше чем у остальных, для семьи это очень важно: как бы ни вышло в дальнейшем, а молодой прирост очень нужен и важен.


2020-04-15 20:14

whex
Думаю, не так-то легко после физогастрии вернуть себе девичью фигурку.

Да. Пожалуй, рано я панику развёл :) Когда она просто сидит (стоит?) на стене камеры, то, вообще, выглядит почти

нормально.

Что ж, приметил такое вот отклонение, а дальше - не буду ничего загадывать, поживём - увидим :)


2020-04-14 11:23

Яр
Постараюсь сделать фото, на котором будет видно то, о чём говорю.

фото

фото

Как видно, один из тергитов словно отлепился и живёт своей жизнью :(

фото

фото

Но яйца, как видим, продолжает откладывать и кладка приличная уже.


2020-04-14 11:01

olga71
Года два им радовалась, остальное время безуспешно борюсь

Может, и к лучшему, что я её не нашёл :) Всё исходил и всё впустую. Так то у меня уже есть один, как оказалось, агрессор на арене - это лесная земляника. Мягко говоря, она очень энергично размножается вегетативным способом, так, что скоро усы прищипывать начну...


2020-04-14 10:41

olga71
Но с этим карантином неизвестно, когда я теперь туда попаду...

Я тоже не могу выйти за окрестности посёлка, только по пропуску. Аквариумный силиконовый герметик кончился... начинается кризис. Как только нельзя стало поехать в город (Нижний Новгород), так я сразу разгрёб место в шкафу для КК и захотел завести мадагаскарских тараканов и ещё каких-нибудь и всё такое... :) Карантин напрягает, конечно...

olga71
Боюсь, этим летом мне придётся довольствоваться тем, что наблюдать за Вашими муравьями. Так что пишите о них больше!

Я очень сильно постараюсь! :)


2020-04-14 04:43

Harpegnathos
Ну вот) Я думаю, что выкарапкается

Посмотрим. Но рано или поздно самка в одной из развитых семей должна будет помереть, а эксперимент с подселением новой - начаться. Иначе никак.

Harpegnathos
а арена замечательна!

Спасибо большое. А, ведь, при более прямых руках можно сделать намного красивее (побуждаю) :)

Harpegnathos
Ждём цветов-мирмекохоров.

Сегодня пойду искать фиалку душистую в дубовой роще, т.к. в сосновом бору не нашёл. ( Самоизоляцию не нарушаю - места безлюдные. ) Но сдаётся мне, что вагусы не про мирмекохорию, вся надежда на диких Мирмик :) Впрочем, ещё рано судить. В любом случае - сойдёт как декорация, что то же должно расти между пастбищами. Она (фиалка душистая) компактная и пушистая симпатичная и красиво (и душисто) цветёт.


2020-04-14 01:34

Пять лет эволюции от

этого

до

этого.

Эти пять лет пролетели незаметно :)


2020-04-14 01:24

Яр
но кладка поменьше чем у сотоварок

Только что обнаружил, что нет. Кладка разделена на две части и если их сложить вместе - получается вполне приличная кладка. Не меньше чем у остальных. Уже хорошо :)


2020-04-13 19:40

olga71
Шикарно!

Спасибо большое! :)

olga71
Это лучший вид их окна из всех, что я видела в своей жизни!

Кстати, да :) Я частенько, особенно вечером, смотрю на неё из окна, пью кофе и думаю-придумываю всякое :)


2020-04-13 19:04

Завершил свой уличный долгострой, теперь это выглядит

так.

И ещё

вид сверху.

Испытание адгезии силиконовых герметиков к поликарбонату прошло успешно. Всего испытание проходили два вида силиконовых герметиков: аквариумный и универсальный (т.к. одного аквариумного не хватило бы) - оба справились на отлично :) Теперь у арены козырёк на обе стороны. Изнутри - понятно: чтобы вагусы не ходили. Снаружи - как защита от очень докучающих клопов (всего докучают два вида: Pyrrhocoris apterus и Rhyparochromus vulgaris). Забирались раньше легко, падая с козырька, а выбраться не могли и вот слонялись целыми днями, раздражая и меня и вагусов. Приходилось их всё время эвакуировать. Rhyparochromus vulgaris, более того, был однажды поздно вечером уличён за поеданием тли на сосне. Оба вида поедали ягоды земляники, но теперь лавочка закрылась :) Также внешний козырёк призван оградить арену от таких хищников как бродяжничающие пауки-волки, т.к. эти разбойники без прикрас могут быть очень опасны. Вагусы на улицу пока не ходят. Даже когда тепло. Только свалили в трубку за окно всех своих умерших после зимовки, которых в итоге оказалось не 1-2, а около десятка (умерли вскоре после выхода из зимовки). Ну, всему своя пора и скоро начнут ходить, я так думаю.


2020-04-13 17:54

whex
2) из-за функционального увеличения яичников в активно-репродуктивный период

То, что все самки располнели после выхода из зимовки - я именно с этим и связывал. У единственной самки (в старшей семье) произошла деформация брюшка, которую трудно с чем то конкретным связать: то ли "грыжа" то ли неравномерное распределение яиц в трубочках - непонятно, разумеется. Тут нужно делать МРТ, чтобы понять :) Пока несётся, (когда рожает яичко - на брюшко страшно смотреть) но кладка поменьше чем у сотоварок, посмотрим что дальше будет. Постараюсь сделать фото, на котором будет видно то, о чём говорю.


2020-04-11 20:37

В самом худшем случае - потомство вот этой

Красавицы

отправится исследовать уличную арену. Она у меня фаворитка среди младших :)


2020-04-11 20:07

Aloe-Olya
С одной стороны её раздуло.

Вот-вот! Но выглядит это пугающе.

Harpegnathos
Надеюсь, что с маткой в старшей семье все будет хорошо.

Поживём-увидим. Сегодня наблюдал как она снесла яйцо. Главное несётся пока. А вообще, проблему умерших самок при содержании местных видов пора брать прям за рога и решать. Думаю, что с вагусами должно получиться, я уже делал семью с двумя самками. Поэтому знаю, что одна убьёт другую. Лояльность рабочих и самки устанавливается в ходе рейда. Потому и не удаётся подселить к ним свежеоблетевшуюся самку без расплода, как мне кажется. Опять расплод - краеугольный камень в установлении отношений у муравьёв, что не удивительно. Посмотрим как долго она проживёт с таким брюшком, (сегодня, когда рожала яичко - мешок с картошкой выглядел бы более симметричным, чем её брюшко, впечатление производит жуткое) но двум смертям не бывать, а одной не миновать - я очень решительно настроен с этой проблемой разобраться. Хочу полигинную семью вагусов в итоге иметь. В природе бывают такие. Наверняка, это дочери, осевшие в родном гнезде. Подобно тому, как это происходит у фусок (похоже) - каждый год после лёта вокруг гнёзд вагусов множество самок снуёт, их как магнитом тянет к гнёздам, с большой вероятностью к родным гнёздам.


2020-04-11 02:41

Заметил у матки в старшей семье странность: ещё вчера симметрично растянутое брюшко, сегодня сжалось обратно, но только с левой стороны, от чего его перекосило и оно приняло форму фасоли, с перекосом на левую сторону из-за непропорционально распухшей правой стороны... Даже не знаю: насколько такие признаки фатальны. На

фото

видно плохо (лучше сделать не сумел), но, если присмотреться, видно, что "перетяжка" между "полукольцами" неравномерная по ширине. Что то у меня плохие предчувствия, морально готовлюсь к худшему из возможных сценариев. И если уж такому сценарию суждено случиться, то лучше бы она околела до конца мая-начала июня - это время ритуала замены самки в семье и изменить это время невозможно. Суть: у вагусов, как, к слову, и у нигеров, широко распространён рейдовый захват молодых семей. Это происходит (в идеале) до выхода захватываемых молодых рабочих из гнезда (конец мая-начало июня, самки ещё дикие, даром что в инкубаторах, поэтому повлиять на это время невозможно). Внегнездовые рабочие выше по рангу и, даже не смотря на то, что чужие, захватчики принуждают захватываемых свернуться "чемоданчиком" и уносят в своё гнездо. Как только подчинившиеся позволили это - они смиряются и принимают такие правила. При своей живой самке чужая "консервируется" до лучших времён, она пока всё равно слишком молода и мало несётся. Если самки встретятся в одном гнезде в одной камере одна убьёт другую. Если своей самки нет, то почему не взять захваченную, пусть она и молодая? Вот на такой манёвр я надеюсь. Если он потерпит крах, придётся менять семью-фаворитку, что, конечно, нежелательно...


2020-04-11 01:53

olga71
и старый тоже давать боюсь.

Если он засахарился, что аж почти твёрдый - можно давать, если присутствует (обычно сверху) жидкая фракция - нет.

Faust
Иногда даю его и Мессорам, тоже без проблем.

До поры. Жнецам сироп противопоказан.


2020-04-10 22:57

Мраморных тараканов перетирают до состояния в котором их уже становится трудно опознать. Приятно смотреть, всегда это так радует, когда хороший аппетит у питомцев:

трапеза


2020-04-10 22:46

Harpegnathos
Копытень шикарен! Надеюсь, что в следующем году кандык сибирский тоже сможет удивить красотой цветения.

Луковицы заказал. В июне, то ли в июле должны прислать :) Правда, есть некоторые сомнения, что сибирскому растению будет комфортно в Поволжье.


2020-04-10 22:40

olga71
Раньше любили, но после зимовки почему-то плохо пьют.

Тоже замечаю подобное, даже на сегодняшний день нормальное потребление сиропа не восстановилось, хотя аппетит (к сиропу) и растёт день ото дня. Зато на белок набросились с первого дня, да как! И перед зимовкой и после, в основном, на мясо налегают.


2020-04-09 23:35

Тем временем почти во всех младших семьях появились

подобные

пока небольшие кладки :) У старших тоже, но они закрывают собой от яркого света и растаскивают яички по разным камерам, не смог сфотографировать.


2020-04-09 17:07

Неокортекс
Какие у вас красивые и удивительные растения. Просто чудо. Глаз не оторвать.
И муравьи такие же замечательные. Этот блог можно читать просто так, для эстетического удовольствия. Я в восторге. Забыл, когда в последний раз так радовался, заходя на антклуб.

Спасибо большое! :) Очень приятно слышать, сразу же хочется лучше стараться! Спасибо :)


2020-04-09 15:44

Наблюдаю за копытнем (уж очень интересно в живую посмотреть как у него всё происходит), получается, из одной почки у него

появляется

сразу два листочка и один цветочек. А

потом

листочки - вверх, а цветочек - вниз, каждый на своей "ножке". Надеюсь, он ещё только собирается цвести, а не уже цветёт вовсю, т.к. вагусы пока на улицу что то не ходят, хоть сегодня и было целых пятнадцать градусов целый день и солнечно. Ну, им виднее, герки, живущие в срубе бани, тоже никак себя не обнаруживают пока.


2020-04-08 08:03

olga71
Забыла спросить: Вы бортик уличной арены в землю углубляете?

Да, сантиметров на 10-15.

Harpegnathos
Здорово!

Спасибо :)


2020-04-07 19:37

olga71
Здорово получается!

Спасибо большое! :)

olga71
Если тля измельчала из-за клеща (зараженный кустик бальзамина совсем зачах), то должна возродиться, а если из-за отсутствия зимовки - придётся заводить новую.

Скорее всего на зачахшем кустике у тлей случилась проблема с питанием (мне так кажется). Скорее всего оклемается, т.к. если бы это были проблемы с зимовкой - думаю, уже зачахла бы. Похоже на то, что при условии настоящей зимы - зимуют яйца, а в более мягких условиях - могут зимовать нимфы. В Ташкентской области, если память мне не изменяет, у гороховой тли зимуют и яйца и нимфы, например. Думаю, такое качество способны явить многие виды тлей в более мягких условиях, но это нуждается в дополнительном исследовании.

olga71
А ещё мой бальзамин зацвёл.

Красивый :) Летом тоже поселю бальзамин на арену, пусть даёт нектар и тоже попробую к нему тлю подобрать :)


2020-04-07 15:55

Переделываю уличную арену, уже, получается,

долгострой.

Думал, что управлюсь часа за два, склеив всё на скотч... Передумал и вожусь который уже день. Сегодня провожу испытание склеиваемости поликарбоната аквариумным силиконом. Если испытания пройдут успешно - будет у арены новый двусторонний козырёк. Иначе утомили клопы - опять будут шататься толпами. Уже метра два квадратных точно есть. Интересно: я смогу зарегистрировать свою арену в книге рекордов Гиннеса, как самую большую уличную арену для домашних муравьёв?!)))


2020-04-06 13:10

olga71
Что-то Ярослав с нами трубочки не крутит...

Зато - у меня была Шершуня :) Может, в этом году снова будет, в мае станет ясно. А трубочки мне реально некогда крутить - делаю арену на улице, несколько формикариев одновременно... всегда есть важные неотложные дела :)


2020-04-06 03:12

Заметил сегодня очень радостный

признак.

Присмотрелся, - а это уже второе в этом году. Настроение сильно улучшилось :)


2020-04-06 01:07

olga71
У Ярослава уже была тема

Эта тема ждёт своих героев ;) Я, как максимум, выложу туда данные по новой конструкции для Лазиусов. Тема посвящена разнообразному многообразию падевых ферм... но у меня всё та же уличная арена. Я и не хотел один играть в разнообразие, я нашёл оптимальный для себя вариант :) Понятно, что тема не подходит для блога о конкретной семье, поэтому завёл блог о своих вагусах :)

olga71
Но как это теперь собрать?

Написать в ту самую тему о своих результатах, всё просто :) Там про тлей, но и нектар с мирмекохорами и подобным - приветствуется.