Комментарии пользователя

2019-05-27 01:30

Сколий в детстве насмотрелся в Казахстане, там их много. Действительно, огромная оса, но, насколько мне известно, вполне безобидная для человека. Сам не проверял :)


2019-05-26 18:22

Mitcu
Матка основательница ведь очень быстро перестает делать вылеты и занимается только кладкой яиц и уходом за расплодом.

Зависит от погоды, я думаю. Сейчас похолодало, дни дождливые, она редко вылетает, гнездо почти не растёт, личинки совсем не растут и, в целом, она уже третью неделю копошится сама, всё сама... Жду не дождусь тёплой солнечной погоды, она тоже, надо полагать.

Mitcu
.. на свет выйдут новые рабочие особи которые уж наверняка будут знать где их новый дом :)

Эти точно будут знать.

Mitcu
но вдруг даже если этого не произойдет...

И вот это смущает. Причина: эти первые рабочие очень важны и интересны, ведь, они занимают самую высокую ступень в иерархической лестнице. У шершней, насколько я понял, эта лестница повёрнута на 180 градусов в сравнении с муравьями: высшими рангами обладают шершни работающие в гнезде, фуражировкой занимаются шершни рангом пониже. И вот очень интересно посмотреть как это всё у них происходит :)


2019-05-26 18:11

Roker
Ну, тут ты путаешь.

Да, разобрался, действительно, так и есть :) Азиатские шершни крупнее, сильнее, обладают более надёжными "доспехами" и гораздо более падки до пчёл, чем их европейские родственники. В ответ на этот вызов у азиатских пчёл сформировался этот механизм защиты. Мои пчёлки редко сталкиваются с угрозой в виде шершней и убивают их обычным способом - жалом. Визуально это не сильно отличается - толпа пчёл атакует шершня. Виснут на нём, пока не остановят, облепляют и, в конце концов, одна из них находит уязвимое сочленение и жалит. Источники не внушают особого доверия, но пишут, что этим уязвимым местом часто бывает сочленение головы с грудью. Это я и видел, отсюда и мёртвые шершни изредка под летками. А однажды в старом улье нашёл рабочего шершня замурованного в прополис :)


2019-05-25 18:33

Пробовал снять видео, но в этой мешанине из пчёл не видно ничего. Однако, то что происходит - очень уж похоже на то, что делают их азиатские коллеги.


2019-05-25 18:30

Roker
Ну, тут ты путаешь.

В целом, может тут я и не прав... Эти явления редки на моей пасеке, но убитых пчёлами шершней, сброшенных пчёлами с летка, нахожу каждый сезон. Если они убивают их не так, то как тогда?..


2019-05-25 18:09

Roker
Ну, тут ты путаешь. Так умеют только какие-то китайские, если не ошибаюсь, пчёлы.

Ошибаешься: я каждое лето вижу эти драмы время от времени на летках ульев, в которых живут обычные среднерусские пчёлы :) Скорее всего, так умеют делать все общественные пчёлы.


2019-05-25 18:03

Surem
О чем-то же она думает, когда разглядывает))
Например, представляет ли этот любопытный двуногий опасность для гнезда? =)

Несомненно. В мозге перепончатокрылых (в грибовидных телах) обнаружены клетки отвечающие за ассоциативное мышление. Вообще об интеллекте общественных насекомых написано немало, ограничусь цитатой из книги В.Е. Кипяткова "Мир общественных насекомых": "И сегодня вполне современно звучит точка зрения О. Фореля, К. Эмери и многих других ученых прошлого о том, что поведение общественных насекомых в основном инстинктивно, но у них имеются элементы разумной деятельности. Смогут ли будущие поколения ученых прибавить к этой формулировке что-нибудь существенное?"
Прибавим сюда то, что формы поведения, которые мы раньше с высока именовали "инстинктами", как полностью механические формы поведения, предопределённые днк, само существование таких форм поведения - опровергнуто генетиками, вот цитата из той же замечательной книги: "Развитие генетики показало, что нельзя противопоставлять врожденные и приобретенные формы поведения. Все признаки и свойства организма, в том числе и специфические особенности его поведения, имеют генетическую основу, но появляются и формируются у развивающегося организма при обязательном участии окружающих условий. Нельзя найти такую форму поведения, на которую генетические задатки, т. е. генотип животного, или, напротив, внешняя среда не оказывали бы никакого влияния." Т.е. "инстинкт" - это не есть некая примитивная форма поведения, исключающая мышление. Разумеется, насекомые, эволюция которых несравнимо более длительна на Земле, чем эволюция позвоночных - имеют и более сложные инстинкты. Пчёлы вообще способны к абстрагированию! - и нельзя исключить подобных способностей у других перепончатокрылых.


2019-05-25 17:26

Я убеждён, что насекомых нужно давать по мере потребления, а сироп - ежедневно. Обратите внимание: не всякая плохая погода заставит муравьёв свернуть фуражировку, они рассчитаны на регулярное питание, хоть и могут пережить довольно длительный голод, но всё же это не скорпионы какие-нибудь и не медовые муравьи. Тем более сытая жизнь Ваших нигеров - кратчайший путь к империи :) На арене кусок рафинада? - если так то он бесполезен, давайте только сироп. От мяса так же лучше отказаться в пользу насекомых (корм). Очень желаю Вам вырастить свою империю нигеров при неослабном интересе к ним. К сожалению это (ослабление интереса) очень часто приходится видеть и становится очень обидно за этих милых карапузов, ведь это очень интересный муравей.


2019-05-25 16:47

Surem
Спасибо за блог! Очень интересно больше узнать об этом виде.

Вам спасибо :) Приятно слышать, что не зря затеял блог для тех кому интересно :)

Surem
Я бы ни за что сама не приблизилась к их гнезду.

Пока что в этих приближениях нет особой храбрости - одинокая самка ведёт себя очень сдержанно, даже, я бы сказал, прилично себя ведёт :) Максимум угрозы с её стороны - это пристальное, внимательное разглядывание меня :)


2019-05-25 16:26

Roker
Ярослав, а в чём польза шершней? Уничтожают вредителей? Так, вроде, они больше по пчёлам специализируются...

Да, взрослая семья за сутки уничтожает в среднем около 500 граммов насекомых. Разумеется вспышки массового размножения каких-нибудь вреднющих гусениц в кронах плодовых деревьев тоже не останутся без внимания, я так думаю. Точной информации о том способны ли они к реактивности (переключение на охоту за особями массово размножившегося вида) нет у меня. Но мне кажется, что это было бы естественно.
Насчёт пчёл: много лет держу их, но никогда не истреблял гнёзда шершней, расположенные в округе. Как правильно сказал Антон: пчёлы отнюдь не безобидны и способны постоять за себя: они убивают шершня метаболическим теплом (в этом случае метаболической жарой), покрывая его своими телами сплошным слоем, толщиной в несколько пчёл и нагреваясь при этом. Но шершни опасны для ослабленной семьи пчёл и, даже, могут полностью разграбить и уничтожить такую семью. Если же семьи (пчёл) сильные (достаточно многочисленные: 70-100 тысяч пчёл) шершни для них уже не угроза. Как правило разведчики (шершни), проводящие разведку боем (на летке улья) погибают. И дальше этого дело не идёт, но оно может принять скверный оборот, если охотник вернётся в гнездо с добычей, тогда шершни вернутся уже в составе группы и учинят разбой, что и происходит, когда они находят слабую пчелиную семью.


2019-05-25 16:06

prografix
У моего приятеля несколько лет назад жили шершни под крышей. Мы на лавочке бухали, они над нами летали и никаких проблем.

Вот так я и хочу устроить всё в следующем году - разместить места удобные для гнездования на высоте нескольких метров, чтобы мы друг другу не мешали :)

Harpegnathos
До этого пару раз попадались рабочие, так они поменьше... В итоге решил отойти от этого встречи, когда она отправилась в полет в мою сторону.

Я всё ищу, но пока не нашёл информации о том, насколько самка более или менее опаснее рабочих. Сдаётся мне, что гораздо менее, несмотря на заметное превосходство в размерах. Я думаю - ядовитые железы у неё (по логике ) недоразвиты из-за гипертрофированных яичников, но это не точно :)

Roker
Намедни ко мне на балкон такая залетела. Реально, под 5 см в длину.

whex
3,5 см - верхний предел размера шершня обыкновенного :)

сравним размер

Действительно, не 50мм Такой размер у спичечного коробка в длину - 50мм Однако, в живом состоянии и не 35мм Чуть больше. Думаю что в мёртвом/высушенном виде, если её брюшко полностью сожмётся по длине, то будет около 35мм, а так на 5-8мм больше она, примерно. Всё равно внушает если не трепет то уважение :)

Mitcu
Не мог не поделиться вот

Спасибо большое! :) Очень интересно! Постараюсь разобраться как именно он переносит гнездо после его закладки в другом месте. Это момент изобилующий проблемами. Она всегда будет возвращаться туда где его (гнездо) заложила... И рабочие тоже раз и навсегда запоминают место где родились и не могут, насколько мне известно, подобно пчёлам корректировать эти координаты... Если бы я овладел этим методом - это решило бы все проблемы!

bx
А вот тут на 6.30 понимаешь что у мужика не только я...ца стальные, но и нервы.

Да уж!!! Одной лишь привычкой тут не обойтись))


2019-05-24 16:15

likeman
Сейчас Ярослав меня в садизме уличит, как это у нас с ним уже повелось. Или в чём-то ещё более извращённом.

А почему Вы так думаете? Совершенно напрасно. Вот на что я хочу обратить внимание: орудовать по рабочим шершням вблизи гнезда ракеткой - очень опасно!!! По-моему это опаснее чем ничего не делать, не обращать внимания. А вдруг они учуют феромон и нападут?! Может их пока мало, так и не похоже на это, а когда будет много?! В случае строительства от гнезда, как это ни прискорбно, просто придётсяизбавится... И лучше сделать это как можно раньше. Вы не сможете, скорее всего, соблюсти в такой ситуации все необходимые меры предосторожности:
1. Есть вероятность столкнуться с рабочим на подлёте к гнезду. Почти неизбежно ужалит и никакая ракетка тут не поможет.
2. По мере роста семьи (я уверен) возрастёт и её агрессивность. Фехтовать с разъярёнными шершнями бадминтонной ракеткой - такая себе идея.
3. Не шуметь, не колотить, не пилить и т.п. не совершать резких движений... при строительстве крыши.
Хотя... как знать. Есть мнение, что это весьма миролюбивые существа. Тем не менее ясно как день, что крыша Вашей мечты не может откладываться из года в год. Даже из-за шершней :(

likeman
не всегда шершни по шесть секунд мирно сидят на человеке.

Думаю ей статус не позволяет снисходить до любопытных ушей своим гневом, был бы то рабочий - ухо было бы как у слона, скорее всего. Кстати, лапки она моет по 100 раз на дню, при каждом прилёте:

Чистка


2019-05-24 14:54

likeman
Люди вон с пулей живут чуть ли не в обнимку. И ничего :)

Кстати, да. А у других смертельно ядовитые пауки и скорпионы. Притом сами завели, у меня же ситуация чуть сложнее - жалко её. Да жалко у неё, да у её деток... 3 ужала убивают человека, 7 - лошадь, если не врут... А у самки как с жалом? Вернее с ядом? Наверное, опасаться стоит только рабочих и только мне)

bx
если даже часть этого стада подумает что ты угроза... я бы не хотел оказаться на том месте.

Проверить хочется: если я буду усердно кормить их сытно-вкусно, запомнят они меня и будут ли любить? :) Конечно, я буду предельно осторожен, тем более "на том месте" есть удобный путь к отступлению в виде двери :)


2019-05-24 14:35

bx
Иметь под боком полноценную семью шершней, такое себе удовольствие)))

Всё верно: несказанно повезло мне иметь под боком смертельную опасность. Но она не спросила разрешения, а убить-сломать-изгнать рука не поднялась не только у меня, но и ни у кого из домочадцев. Те, в свою очередь, понимают, что обрекли себя всё лето ходить на участок вокруг дома, а не напрямую. Мы, даже, порассуждали: такая ли это большая беда в сравнении с тем, что полезные шершни исчезают. Решили, что нужен план: под крышей, к следующей весне - сделать места, удобные для гнездования, а облюбованное место, на выходе из дома (в частном доме их два: на участок-"облюбованный" и парадный на улицу), заблокировать для доступа на май месяц.

whex
Ну я даже не знаю, жить в помещении с шершнями - чревато. При том что сам шершень "в полях" менее агрессивен, чем осы, гнездо защищать они будут до последнего. Безумству храбрых поём мы песню! :)

Конечно, не в одном помещении, но в одном доме. К гнезду, кроме меня, с появлением рабочих в оном, никто даже близко подходить не планирует. При этом все убеждены, что таким образом опасность будет минимизирована. И я, оказывается, совсем не храбрый. Это выяснилось вчера: я поднимался сфотографировать её, а она собралась за материалом для пульпы и спикировала мне на ухо, когда я распрямляясь преградил ей выход. Я окрасился под цвет стенки и не дышу - отделался испугом. Всё что запомнил: она, неожиданно, что то весит, у неё очень цепкие лапки и, опять же неожиданно, сильные ноги - в ухо вцепилась так вцепилась :) Секунд 6 сидела, может показалось с перепугу и всего три :) Не укусила, не ужалила просто улетела.

whex
в подвидах даже энтомологи пока не определились

Значит будет Vespa crabro. Спасибо :)


2019-05-24 13:51

jsCoder
Фотки сильно "зазумленные" вы видимо на большом расстоянии делали их?)

да, около полметра, ближе не дотягиваюсь, высоковато. Надо бы стремянку какую-нибудь, но... я не уверен - она довольно нервная :)


2019-05-24 13:47

Она летает в крону большого можжевельника регулярно, метров 10 от гнезда, видел десятки раз уже, а везде пишут, что на берёзу. Наверное, я не всё вижу, но ни разу не видел, чтобы она улетала далеко. Гнилую древесину нагрызает со старого покосившегося забора, метров 7-8 от гнезда.

Гнездо растёт

Фотографировать ужасно не удобно, со скамейки вытянутыми вперёд и вверх руками, иногда ей это не нравится. Честно говоря, когда она вытягивается на четырёх ногах в струну и взглядом провожает каждое движение, становится немного не по себе. В ней минимум 50мм по телу от кончика брюшка до затылка :)

Шли дни

А быстро строит, хоть и похолодало.


2019-05-24 10:53

olga71
А так же крупу, муку, хлеб, шоколад с орехами..

Орехи из шоколадки, пожалуй, могут и выгрызть, а вот всё остальное - категорически отвергнут, то ли мои зажрались, то ли виды у нас разные.

olga71
Бороться с фараонисами несоизмеримо легче.

Да, их, по крайней мере, можно выморозить зимой и вся недолга, с этой же зверушкой такой фокус не пройдёт, как и яды и прочее... Их яйца очень крутые - совсем ничего не боятся и долго могут ждать. Насколько я понял основной засев делают прямо на источник корма, но небольшую часть прячут в самые труднодоступные места, и с вот этой вот "заначкой" ничего не сделать...


2019-05-23 14:36

Roker
Яр, ты их разводишь или ловишь по случаю?

Родители занесли их в дом вместе с заражёнными орехами (любимая еда этой моли, как и сухофрукты), сначала старался избавится, потому что уничтожают любые орехи и сухофрукты, но избавится оказалось очень-очень сложно... Забросил это и поставил им корытце с изюмом и грецкими орехами (хватает надолго). В целом - совсем не беспокоят, если не хранить в доме орехи или сухофрукты для себя. Таким образом получается что развожу...но! - постольку, поскольку они и так уже есть. А вот если бы их не было - ни за что бы не связался, так как не избавиться потом...

vitimof
Очень много насекомых, в том числе и разных молей, слетается на свет. На даче вешаю белую ткань и включаю лампу.

Этот способ - гораздо более разумный! :)


2019-05-22 18:07

Появился и нормально развивается расплод, отлегло.

расплод

Очень жаль, что вторую зиму подряд медленный расплод теряю... Много чего перечитал, но так и не пролился свет на причину этого. Хотелось бы разобраться... Ну и для порядка:

Семейное фото

Напишу, может когда-нибудь это будет важно: младшие семьи из зимовки вывел, потерь нет вовсе. Недели две тому будет.


2019-05-22 17:57

для разнообразия:

Огнёвка амбарная

Любимое лакомство всех моих муравьёв :)


2019-05-15 10:17

1. По моим наблюдениям - стараются занять одно из расплодных гнёзд существующей семьи (своей семьи или чужой - неясно). При этом "рыщут" вблизи дорог этой семьи. В прошлом году на нескольких квадратных метрах собрал десяток самок без проблем, то ли в день лёта, то ли на следующий день - уже не помню.
2. Если была оплодотворена, то, похоже, что сразу после приземления.
3. В течении, примерно, недели после лёта попадались мне. Правда... есть у меня семья вагусов, родоначальницу которой я поймал... летом! Но это какая то тёмная история - что случилось с ней и почему так...
4. Надеюсь пригодится :)


2019-05-15 10:06

Бегунки(вероятно степные). Самка была подсажена к группе рабочих (сотни полторы-две). Жили несколько лет в грунтовом формикарии, хорошо развивались пока не вывели несколько десятков молодых самок, которым вскоре рабочие устроили "Варфоломеевскую ночь". К сожалению (или это было закономерно?) "под горячую жвалу" попала и своя/родная самка. На том и семье КОНЕЦ. Тогда (более двадцати лет назад) я поклялся себе что решу эту проблему муравьёв, возникающую при домашнем содержании... Но пока не преуспел :(

likeman
А я вот против таких безапелляционных вывертов.

Михаил, извините :( Отнеситесь снисходительно - для меня это "больная мозоль", на которую Вы снова нечаянно наступили :)

Нищие и вежливость


Вторая семья - Мессоры (вероятнее всего denticulatus ). Поднимал с одной самки в грунтовом формикарии циклопических размеров. Прожили несколько лет, но в итоге - сбежали в окно... Большая была семья: образовали дорогу с двусторонним движением от пятого этажа до земли (возвращались за своими семенами).


2019-05-14 17:26

likeman
"...Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест..."
Послание к Римлянам святого апостола Павла

"И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу" (Мк. 6 : 11). Это так по-евангельски! :)


2019-05-14 15:22

Roker
Почему - хз. Еда есть у низ ВСЕГДА!

Расплод муравьи не едят от голода! Только от бесперспективности его дальнейшего существования, а так же в минуту ужасной опасности...


2019-05-14 15:18

Едва ли корректно сравнивать Жнецов с Бегунками хоть по каким угодно параметрам. Да и лёт здесь ни причём: муравьи живущие дома (всякие Мономориумы да Топиномы не в счёт) напрочь утрачивают понимание того когда им положено лететь, беспорядочно выводят крылатых в любое время года...


2019-05-13 19:14

" ну вот не задача, у меня нету рядом высокого муравейника, где можно взять коконы."
Во-первых: разрушать муравейники - очень плохо!!!
Во-вторых: если речь о куполах из веточек и хвои - то эти коконы и не помогут. Нужны коконы другого подрода, которые ещё тоже нужно уметь правильно брать, чтобы наносить минимальный вред семье. Если, конечно, хотите чтобы Ваша совесть была более-менее чиста.
В-третьих: что то не очень то она похожа на Формика (s.str) вообще... Покормите её сиропом - если брюшко станет совсем как бочка, то никакие коконы и не нужны вовсе.


2019-05-13 19:00

likeman
Это очень спорный вопрос :)

Да, это ОЧЕНЬ спорный вопрос: получается что всё наше хобби сводится к банальному поднятию очередной семьи?.. И так мало киперов, которые думают иначе... Печаль да и только(


2019-05-11 22:43

SurvOrDie
хотя это маловероятно, т.к. рядом лежит недоеденный кусок брюха таракана.

Расплод съедают не от голода.


2019-05-10 23:02

raushq
Это более чем реально

Можно подробнее, пожалуйста.


2019-05-09 18:21

Как правильно добавить ссылку не знаю... никогда этого не делал, попробую разобраться сейчас...статья
Вот, вроде кликается и работает...


2019-05-09 18:07

VanjkaChe
По моим наблюдением с эндосперма они тоже кашицу делают

Делают, конечно. Они (имаго) тоже её едят (кашицу).

VanjkaChe
Откуда информация, что только из зародыша?

Вот - довольно интересная статья:


2019-05-08 21:38

whex
На мой взгляд, разница ощутима: 17г белка на 100г мака и 30-40г белка на 100г тараканов

Для Мессоров это очень хорошо: они решили, что лучше соберут 200 граммов семян мака и им не придётся ловить 100 граммов тараканов :) Что интереснее: их личинкам отнюдь не придётся лопать 200 граммов семян вместо 100 граммов тараканов, так как кашица для личинок готовится из наиболее питательной части семени (зародышевая часть), которая особенно богата белком. То есть белок в зёрнышке распределён не совсем равномерно. Плюс технология, плюс кухня (особенности пищеварения).


2019-05-08 18:18

whex
Мало - но такова уж специализация жнецов.

Не так уж и мало.

bx
семян, которых всегда в достатке, что бы получить БЕЛОК которого не всегда в достатке))

В семенах достаточно белка. Притом он довольно высокого качества. Я уже молчу про всякие элайосомы, основными потребителями/поедателями которых являются личинки (муравьёв), насколько мне известно.


2019-05-08 15:16

bx
И мне тоже, эти личинки не редкость, все исчезают)) так почему не кормовые)) чисто из за того что просто нет

Я держал Мессоров, но никакие странные личинки, которые "всегда исчезают" у них не появлялись. Согласитесь - такой себе аргумент :)

VanjkaChe
семье не хватает белка и матка "рожает" личинку, которая могла бы быть самцом либо самкой, но исключительно для дальнейшего её поедания?

Самка не рожает личинок, она откладывает яйца: кормовые (пока молодая), диплоидные (из них могут развиваться как рабочие так и самки несмотря на генетические отличия и предрасположенность. Рабочие трофическим способом решат кто именно) и гаплоидные, из которых могут развиться только самцы. Далее: чтобы личинка росла - её нужно кормить и хорошо кормить. В конечном счёте получится, что это невыгодно - выращивать её для съедения. Думаю так, что если бы кормовые личинки существовали бы - мирмекологи давно уже установили бы этот факт, как и с кормовыми яйцами...

VanjkaChe
даже если с неё что то могло и выйти

Извините, поверьте я не придираюсь, но выйти из неё могла только куколка, которая кто то, а не что то...


2019-05-07 12:30

ТетрАмориум


2019-05-07 12:28

Похожа на Тетромориум (это род), вид по таким фотографиям определить невозможно.