Комментарии пользователя

2016-05-30 23:52

whex
Несколько - это сколько?

В методичках советуют -- десяток. А реально - ловите и рассматривайте волоски на спине и теле. Если в гнезде все "лысые", то и одного достаточно. В больших "кучах" - муравейниках это поликтены. Если волоски есть - возьмите штуки 3 средних по виду (таких как все). Если волосатостью отличаются сильно - штук 6 разных. Если нет времени и возможности рассматривать на месте - штуки 4 в отдельную пробирку (пузырёк) со спиртом (водкой), чтобы дома рассмотреть. Только записывайте, откуда берёте. Бывало наберёшь с десяток пробирок, а потом голову ломаешь, что это за муравей в этой пробирке плавает и где ты его подобрал.


2016-05-30 23:42

whex
В таком случае, получается что количество муравейников зависит от кормовой базы? Побольше в лиственных лесах с прогалинами и поменьше - в ельниках.

Не только от кормовой базы, но и от других условий: влажности, освещённости солнцем. Формики больше предпочитают опушки и поляны. Глухие сырые ельники не так любят. А кормовая база... если есть большие старые деревья - вот и база тлю в кроне пасти. Пасут и на елях и на берёзах. Лишь бы деревья побольше и людей поменьше.


2016-05-30 23:30

whex
у что же, значит при случае нужно будет забраться в леса и посмотреть, кто там живёт, как раз - одинокие могучие кучи.

Смотря в какие леса. На севере Московской обл. кроме этих двух видов могут быть ещё aquilonia и lugubris. На юге М.О., правда, их быть не должно. Если спина лысая - поликтена. А вот если торчащие волоски есть - тут уже внимательно смотреть нужно. Где именно и в каком количестве. И лучше несколько штук из одного гнезда смотреть.


2016-05-30 23:23

,Ну и ракурсы Вы выбираете! Для определения лучше снимать строго фас морду и профиль груди (оттянув лапки вниз, чтобы не загораживали), а так почти ничего не видно. Но если торчащих волосков на верху груди нет - поликтена.


2016-05-30 23:10

Особой разницы в биологии руф и поликтен нет. В разной местности тот и другой вид могут селиться по-разному. Но если смотреть в общем, то практически никакой разницы. И те и другие где-то селятся одиночными гнёздами, где-то крупными колониями. И тех и других можно встретить и на опушках и в глубине леса. Иногда даже бывают смешанные гнёзда руф-поликтен. Это когда например семьи поликтен принимают самку (самок) руф или наоборот. Правда об объединении в общие колонии этих двух видов я пока не слышал.
Вот фраза с моего сайта:
"Способом основания семей и степенью полигинности (количеством самок) F. rufa и F. polyctena не отличаются друг от друга. Оба вида могут основывать гнёзда паразитически, но происходит это крайне редко. В основном они размножаются отводками. Именно поэтому и возникла проблема их искусственного расселения. Оба вида после лёта принимают в гнёзда молодых самок, что и позволяет им существовать долгие годы и достигать высокой численности. (по Г.М. Длусскому)."
Эту фразу из личной переписки Г.М. Длусский разрешил разместить на сайте. И писал он, о том, что биология этих видов мало чем отличается.


2016-05-30 22:56

Матка. Думаю, какой-то лазиус. Для нигера слишком рано. "Осенние" столько не бегают. "Осенних" нигеров весной я лично вообще не встречал. Они очень быстро "закапываются". Или погибают.


2016-05-30 22:52

vyacheslavss
Какие огромные колеи роют лазиулы(?) !!

Скорее уж возводят стены и крышу над дорогой из вырытой в подземельях земле. Такие крытые дороги они и на деревьях даже строят.


2016-05-30 22:47

Как назло - когда нужно ни одного с клещами. Сегодня тоже искал - не нашёл. Искал на куникуляриях, нигерах и мирмиках. Нету...


2016-05-30 22:39

eworm
В карпатах у пратенсисов меравейники-купола.

Иногда бывает и так. Это зависит от местности, климата, освещённости, растительности вокруг. Но в большинстве случаев у протенсисов купола более плоские (часто вообще как лепёшка) и в составе купола много земли. Если часто встречаешь муравейники поликтен и протенсисов - скоро легко научишься их отличать по внешнему виду. А вот муравейники руф и поликтен отличить по внешнему виду практически невозможно. Даже для опытного.


2016-05-30 22:32

olga71
Копия моей, которую отпустила.

Все формики для обычного человека на одно лицо. Но в данном случае, думаю они действительно поликтены. По крайней мере - самки. Насчет рабочих так сразу не скажу. Волоски на теле надо разглядывать.


2016-05-30 22:21

RocKsi
Новички не путайте пожалуйста термины охлаждать, это не значит морозить в морозилке!

Муравей в морозилке (в моей морозилке минус 20 градусов) погибает за несколько секунд. Вообще считаю, что морозить не нужно. Можно охладить в холодильнике (НЕ В МОРОЗИЛКЕ), где обычно плюс 5 градусов до заторможенного состояния. иногда это помогает снять агрессию в самом начале. Как и купание в воде до полуобморочного состояния. просто при таком стрессе первое время муравью не до агрессии. Он в себя прийти ещё не может. Насколько это помогает - сказать трудно.

likeman
Но морозить тоже можно. Я держал ровно 2:30, мураши после такого времени В МОЕЙ (!) морозилке оживали и как-бы перезагружались, переставая понимать, что матка - и не матка им вовсе :)

Лично я не сторонник таких методов. Пробовал. Помогает далеко не всегда. Да и морозилки разные. Если ЭТО советовать начинающим - пока подберут точное время - переморозят кучу муравьев. Если не в морозилку, а в холодильник - тогда можно. Хоть не угробят муравьев.
В природе муравьи могут выдерживать минусовые температуры, но к этому их организм готовится постепенно неделями. Вырабатываются и накапливаются в лимфе (крови муравьев) специальные вещества, работающие по принципу антифриза. Но это уже совсем другая история.


2016-05-26 11:26

Я обычно очень не одобряю, когда пытаются переселять лесных формик. Когда-то подобные методы практиковались. Даже у Длусского или Захарова что-то было об этом. Однако потом сам Длусский признал, что попытки расселять муравейники приносят гораздо больше вреда муравьям, чем пользы. Но в данном конкретном случае Вы сделали правильно, что поселили их не на дачном участке, а в лесу рядом, где есть большие деревья и возможность пасти тлю и червецов. И хорошо, что стараетесь их подкармливать. Если муравейник сможет года за 3 разрастись хотя бы до метра в диаметре - за муравьев можно будет не беспокоиться. Если только другие люди его трогать не будут.


2016-05-26 11:02

Совсем начинающий любитель
Извините, я просто в похожей теме видел, как по брюшку примерно определяли, оплодотворена или нет.

У нас на сайте? Интересно, кто же эти профессионалы:)))


2016-05-26 10:59

Пальцами её лучше не брать. Просто откройте пробирку. Можете подставить ладонь и держать её пальцами вверх. Должна поползти к пальцам и попытаться взлететь. Если взлететь не сможет - можно просто на дерево посадить на краю леса.


2016-05-26 10:52

Я исправил своё сообщение выше. Почитайте. Либо там, где поймали, либо вблизи леса лучше отпускать.


2016-05-26 10:47

А крылатую самку лучше отпустить. Пусть живёт. Если она как-то попала туда, где вы её поймали - значит добралась туда. Может и дальше добраться. Можете просто на палец посадить и посмотреть - полетит или нет. Как божих коровок раньше отпускали. Или отпустить вблизи леса, где есть большие муравейники. А дальше пусть живёт своей судьбой. Которая ей суждена.


2016-05-26 10:45

olga71
Возможно, первые - руфы, вторые - пратенсис.

Не обязательно. У руф и поликтен муравейники и выглядят и располагаются примерно одинаково. Не опытный человек их не отличит. У пратенсис муравейник почти плоский. Похож на лепёшку из земли и веточек. В центре "лепёшки" веточек значительно больше и может быть небольшой холмик из них.


2016-05-26 10:36

Самка из группы руфа (руфа, поликтена, протенсис...) если голова "лысая" сверху, то руфа или поликтена. На макушке головы у самки три глаза. Три очень маленьких блестящих бугорка. Если с крыльями и до сих пор не сбросила, то очень большая вероятность, что не оплодотворена. Лучше отпустить. Самки группы руфа обычно сразу после спаривания сбрасывают крылья и дальше бегают без крыльев. Бескрылую самку лучше искать вблизи больших муравейников. Или у подножия этого муравейника. Часто самок ловят рабочие и облепляют. У подножья муравейника можно заметить комок из рабочих муравьев, который копошиться. Ковырнёшь такой комок - а там самка, облепленная рабочими. Но такое бывает только в период лёта половых особей.
Сервиформики отличаются от формиков тем, что обычно меньше размером и живут в земле без муравьиной кучи сверху. Это может быть земляная кочка как у нигеров. Или просто дырки в земле. Часто их можно найти переворачивая коряги вдоль опушки леса или по обочинам дорог. Сервиформики либо двухцветные, как лесные формики, либо одноцветные черные или тёмно-бурые.
Про "морозить" муравьев. Если забросите его в морозилку - ему смерть через десяток секунд. "Морозить" можно только в холодильной камере, где +5 градусов обычно. Там Вы его не убьете.


2016-05-26 10:10

.Алекс.
Интересное фото,держат строй, как при Наполеоновских войнах))) начало брюшка хаотичный бой,а конец сомкнутые ряды....

И так рождаются легенды о разумной цивилизации клещей:)))
Здесь клещи в основном группируются вдоль швов между сегментами брюшка. Если это сосущие клещи, то возможно им здесь легче прокусить, если просто "ездовые" - может быть им здесь сидеть и держаться удобнее, так как отстоящие волоски тоже идут чаще всего по краю сегмента...


2016-05-25 21:36

Иван Викторович
у меня на участке сборище паразитов, висят на них капельками.

А где Ваш участок территориально, если не секрет? Я обычно по Чеховскому и Подольскому районам слоняюсь...


2016-05-25 21:31

Спасибо. А на крематогастерах кто-нибудь видел?


2016-05-25 21:27

Каким это образом мы можем подсказать, оплодотворена самка или нет? С таким же успехом можете спросить у неё самой. А по поводу вида - лично я даже с родом боюсь ошибиться по таким фото и описанию. Какая-то формицина. Больше похожа на какого-то лазиуса или сервиформику.


2016-05-24 20:59

Le Resan
Вы считаете, что держать руфу не стоит дома. А как насчет пратензис?

Пратенсисы немного легче в содержании дома, чем руфы и поликтены. Они гораздо спокойнее и не лезут целыми днями на стенки арены. Хотя тоже не против походить по квартире при первой возможности. И размножаются довольно быстро. Они тоже лесные из группы руфа, которые, по моему мнению, не для дома. Конечно, можно и крокодила в ванной держать, но когда он подрастёт - ни Вам ни ему такая жизнь особо нравится не будет.

Le Resan
И проживет ли она в пробирке дней 5-6 без еды, пока я не найду "подкидышей"?

Проживёт. Но лучше подкармливайте её сиропом через день. Надеюсь, под пробиркой Вы подразумеваете инкубатор с водой и ваткой? Просто в пробирке погибнет на второй день примерно. Если жарко - то вообще через час - два. Если ловите в лесу самку и нет под рукой ватки и воды - кладите в посудину с самкой мокрого мха.


2016-05-24 14:10

bx
Александр, перезимовавшая?

Нет. Нового урожая. Они летят в мае. С Олегом (Snip) ловили таких в Анапе.


2016-05-24 13:59

Не угадали!

bx
да и лапки светлые какие то..

Вот где здравая мысль была! Бледные такие ноги... Нигер, только мельче и с бледными, светлыми ногами. Кто это? Да бледноногая лазюка!
http://www.antvid.org/Gal1/Formicinae/Lasius%20alienus.html


2016-05-23 10:05

Это тень. На стол эта масса вываливалась раскрыв жвалы, когда пытался их покормить или убраться у них. К счастью, от них я избавился. Отвёз в Анапу и там выпустил на вольные хлеба. Надеюсь, эти две тысячи рыл там местные не затоптали.


2016-05-23 09:59

Да, это самка. Скорее всего руфа и поликтена. Особого ущерба муравейнику Вы не принесли, но конкретно взятым муравьишкам, конечно, жизнь испортили. Самки тоже, наверное. Заводить и содержать дома семью муравьев группы руфа сложно. Это не "домашний" вид. Если есть желание держать - держите, но лучше держать дома какие-либо более подходящие виды. С меньшей численностью в семьях и не таким агрессивным характером.


2016-05-22 21:05

Zavras
Сами же мессоры при забросе к ним чужака бегают в панике и дают спокойно уйти,не бойци совсем.

Это их мало наверное. Когда перевалит численность за пару тысяч - сами их бояться будете.


2016-05-22 21:02

Избегайте давать курицу. Она быстро портится. Муравьи на неё брызгают кислотой и она начинает разлагаться и вонять. Летом полно разных насекомых. Лучше подбрасывать их, чем курицу.
Личинки, на мой взгляд, обычные.


2016-05-22 20:56

На первых фотографиях скорее всего сангвинея (Formica sanguinea). Голова крупная, тёмно-красная. Нет четкой границы между тёмным пятном на верху головы и ржаво-коричневой окраской щёк. Но чтобы сказать точно - надо выямку на нижнем крае наличника искать. Самка формики больше похожа на поликтену, на опять же под таким углом точно не скажешь.


2016-05-22 20:45

RocKsi
А какие же формики ЧАЩЕ ВСЕГО можно наблюдать в городах на клумбах и под бордюрами?

Разные виды сервиформик. В Краснодарском крае, это обычно Formica cinerea (двухцветные). На Украине, наверное, тоже они. В центральной России - куникулярии.


2016-05-20 19:37

Иван Викторович
но могу посоветовать myrmica rubra,

Мирмика на фото не слишком похожа на рубру. Морщинки на спине петлеобразные и шипы длиннее, чем у рубры. Скорее уж ругинодис....


2016-05-20 19:29

На мой взгляд проще обрабатывать химией раз -два за лето участок от клещей, чем заселять его муравьями. Хотя муравьи, по идее, и сами должны завестись, если участок пригоден для муравьев.


2016-05-20 19:18

Mozg72rus
Ясно, может тогда подскажете какой вид выбрать, не пасущий тлю? И который можно поднять с одной мамки?

Вопрос, а для чего Вам муравьи на участке? В зависимости от цели нужно и смотреть виды.


2016-05-20 11:01

Заселять муравьев группы руфа (руф, поликтен, пратенсис и т.п.) на земельном участке (типа садовом) -- глупость несусветная. Во-первых, в природе эти муравьи размножаются отводками. Молодой муравейник поддерживается силами всей колонии, состоящей из десятков крупных муравейников. Небольшая семья без поддержки сородичей загнётся уже на следующий год.
Во-вторых, основой питания взрослых муравьев этой группы являются выделения тлей. Личинок они кормят мясной пищей, но самим-то им нужны именно выделения тлей! В природе они пасут тлей в кронах больших деревьях. Даже если Вы заселите все яблони на своём участке тлёй - этого не хватит для прокорма даже весьма средней по размеру семье. Я уже не говорю, что не всем соседям нравятся бегающие под ногами агрессивные муравьи.


2016-05-19 10:51

Думаю, это лептотораксы. Скорее всего Leptothorax acervorum. И они не паразитируют у поликтен. Скорее всего это коммунальная квартира. Поликтены часто строят свои купола вокруг пней и крупных деревяшек. Вероятно в этой деревяшке (или пне) было гнездо лептотораксов. Вокруг вырос купол поликтен, а гнездо лептотораксов оказалось внутри. Так вот и живут друг другу особо не мешая.