Комментарии пользователя

2011-05-05 10:51

Нет, арену им ещё рано. Там нет пока рабочих.
Значит, сухо? Тогда попробую точным выстрелом из шприца немного увлажнить ватку.


2011-05-05 09:43

Придётся. Зато новый вид будет: обнаружен AntsAttack, назван KVA, описан TimK :)


2011-05-05 09:39

Я уже писал о том, что к обитателям заповедника в недалёком будущем добавятся жнецы. Пока они дома.
И у меня вопрос: почему матка постоянно теребит ватку, которая закрывает водный отсек инкубатора? Ватка влажная, условия хорошие. Может, это неудовлетворённое желание выкопать вторую камеру? Но факт в том, что подобным занимается только одна матка. Боюсь, как бы она не прокопала ватку, и вода не вылилась. "Мессороводы", подскажите, почему так происходит? Может, нужно условия менять?


2011-05-05 09:24

Никогда не приветствовал какое-либо стравливание (будь то собаки, бойцовые рыбки или же стафилины). К тому же, как сказано в тексте "стафилины постоянно жестоко дерутся, но вреда им это не приносит". То есть, в такой кратковременной стычке победителей нет. Тогда, какой смысл? А посадить двух стафилинов в маленькую ёмкость, где они будут постоянно друг на друга натыкаться и конфликтовать, не получая физического ущерба, а получая огромный стресс... Это уже, извините меня, не спорт, а мучение и издевательство. И человек, проводящий такие "эксперименты" вызывает только жалость.
Извините, если как-то обидел. Просто я -- "стафилинопоклонник". Эти смелые жуки для меня всегда стояли немного выше остальных насекомых (и тараканов в том числе). И издеваться над ними я не хочу. И Вам не советую.


2011-05-05 09:21

Отлично, Муравейка! Жду видео. Можно попробовать кормить хищника не каждый день, тогда таракан просто не успеет залезть на стенку!


2011-05-05 09:03

TimK! Не нужно забывать -- муравьи очень узкие в ширину! Какие же это формики? Живут маленькими обществами под листьями к тому же. Думаю, это -- Ponera rubrocephala (понера красноголовая). Надо их исследовать, а то только название и есть, а о поведении ничего не известно... Я даю название, Вы описываете вид. Будем первооткрывателями вида Ponera rubrocephala (KVA, TimK, 2011). Ну как? :))


2011-05-05 08:27

Фотографировать уже не нужно -- я и так вижу, что это, скорее всего, самка. Самец мельче и гораздо стройнее. Отличное видео (жаль только короткое). Вот бы ещё видео охоты с самого начала, когда стафилин бросается таракану на спину, вгрызается в него, едет на нём, пока таракан не упадёт... Вывороченные внутренности, брызги гемолимфы -- вот бы было зрелище!
Теперь надо искать стройного самца, дабы продолжился их великолепный род. А песок нужно увлажнять, стафилин любит влажный субстрат.


2011-05-04 20:22

Кстати, (если кому-то интересно) одинокая матка долиходеруса жива и здорова. Но тяги к странствиям не потеряла. Сегодня увидел её недалеко от верхушки молодого ореха (того, на который я привесил веточку для неё). Капнул на ветку немного сиропа. Самка помахала усиками, подбежала и стала пить сироп. Выпила всю каплю (!), брюшко невероятно раздулось. После этого она спустилась, нашла свою веточку, залезла в неё, потом подвинулась ближе ко входу, умылась и заснула. Так и сидела, только чуть шевеля усиками. Есть надежда, что благодаря такой самостоятельности, эта матка сможет основать гнездо.
Её фотографий пока нет, но есть фото конструкции из веток, где живут другие долиходерусы (полноценная это семья, или нет -- не знаю; но едят хорошо)
Общий вид:
IMG_0058.JPG
Один из рабочих на фуражировке:
IMG_0059.JPG


2011-05-04 18:57

Конечно, вы уже знакомы с моими любимцами. Почему-то муравейник именно этих ярко окрашенных сервиформик (опять sp.) у меня самый любимый.
Итак, фоторассказ "О том, как сервиформики нашли озимого червя (огромная гусеница бабочки ночницы, главный вредитель растений в саду)":

Рано утром из входа в муравейник выглянул первый разведчик, попробовал усиками воздух, осторожно вышел и помчался на поиски пищи
jpg_0.JPG
И вдруг, на его пути возникло настоящее чудовище, огромная, живая "колбаса". Но наш фуражир не растерялся, узнав в этом монстре гусеницу (а гусеницы сейчас так нужны семье) и бросился в атаку
IMG_0087.JPG
Всё-таки в одиночку ему не одолеть такого гиганта, поэтому муравей вернулся и позвал товарища
IMG_0093.JPG
А потом ещё одного
IMG_0088.JPG
И ещё, и ещё... Так общими усилиями муравьи одолели гусеницу. Но как донести теперь её домой?
IMG_0109.JPG
Один из муравьёв стал направлять добычу, обходя препятствия, а другие сервиформики ему помогали. Так и донесли.
IMG_0115.JPG
Ура! Монстр побеждён и доставлен в гнездо.
IMG_0120.JPG


2011-05-04 18:32

Поздравляю, Муравейка! В нашем полку "стафилинопоклонников" прибыло. Это действительно интереснейшие жуки.
Вот бы ещё фотографии... Я бы посмотрел, попробовал бы определить пол и подсказал бы, кого ловить теперь. Тогда можно и потомства дождаться.
Счастливого... э... гемолимфопролития!


2011-05-04 07:40

Вот несколько фоток моего скромного альпинария (весной):
 1.JPG
 2.JPG
 3.JPG
 4.JPG
 5.JPG
 6.JPG
На фотографиях 3 и 5 -- угодья сервиформик. Фоторассказ о них -- в следующем комментарии (вечером).


2011-05-03 16:53

Был я там сегодня. Кучу фотографий специально сделал... Но не могу загрузить -- глюки ("загрузка не удалась" - и всё тут). Может завтра всё будет нормально и получится.


2011-05-03 16:50

Не знаю. Но они вредны для самих мучников -- лишают их корма и своими выделениями травят их.


2011-05-03 16:45

A lasiusam zimoi voobshe grelka ne nuzna - pust lucshe zimuut! Da i letom ne nuzna - i tak vizhivut. :))


2011-05-02 19:06

У меня мессоры (та безматочная колония) отлично собирают семена сами. Декоративные злаки, цветы, сорняки (если я где-то недоглядел) -- всё в их распоряжении. Плюс подкормка семенами, которые я сам буду давать.


2011-05-02 17:14

Сегодня, благодаря доброму и щедрому человеку с ником Julian Gwein, мой муравьиный заповедник получил новых обитателей. Это Messor structor, пока только матки (и яйца). Но, думаю, не за горами то время, когда они обзаведутся многочисленным потомством. Тогда и отправятся в природные условия. Тем более, что жнецы уже проверены на приживаемость в альпинарии. Там больше года существует безматочная колония (20 особей) мессоров, найденная в горах под камнем. Так что, жнецы живут, а теперь будут и новые муравейники.
В этой "пустыне" будет один из них:
 550.jpg


2011-05-01 17:56

Специально сделаю, когда туда поеду. Сейчас пока погода не для фотографий -- льёт дождь.


2011-05-01 17:04

Запах аммиака создают клещи (мучной акар). Если их вовремя не заметить и не поменять субстрат, то катастрофически размножатся и уничтожат даже мучных червей. Хотя, после смены субстрата клещи вновь появляются. Поэтому от мучников я отказался.


2011-05-01 16:56

Ponera coarctata встречались мне в саду постоянно, чуть ли не под каждым камнем. Но из-за их скрытности эти муравьи долгое время были для меня загадкой. Но недавно я совершенно случайно стал счастливым обладателем семьи этих муравьёв. А началась эта история так:
Я работал в саду, выкапывал яму для посадки дерева. Как вдруг в комке почвы из-под лопаты заметил понер, и одна из них была совсем не похожа на тех, что часто попадаются под камнями. Да это же самка! Честно говоря, самку понер я никогда до этого не видел и думал, что морфологически выраженные самки у них вообще отсутствуют. Но эта была как раз очень отлична по размерам, да и толстое брюшко выдавало её "царственное" происхождение. Рядом с ней копошились 5 рабочих. Это ли не шанс познакомиться с загадочными и неуловимыми понерами поближе? Аккуратно, двумя пальцами я поймал их всех и переложил в пластиковый стаканчик. Но рабочих было мало, и я засомневался, поднимут ли они колонию? Поэтому под одним из камней поймал ещё около 7 рабочих. На удивление они были приняты спокойно и присоединились к основной группе. Но один из них, с большим брюшком (может, гамергат?) не захотел принимать чужую матку. Он проник через окружение самки, подошёл к ней вплотную и напал. Самка и рабочий кружились на месте, каждый старался поразить другого жалом. Неизвестно, чем бы это всё закончилось, но вмешался я и выпустил агрессора под тот же камень, где нашёл его родичей.
Дома я смастерил некое подобие формикария из коробочки "Tic-tac" (на первое время его им должно хватить -- очень они мелкие) с песочным наполнителем и кокосовым волокном внизу (через отверстие можно впускать воду, которая увлажняет волокно, а оно увлажняет песок); сверху приспособлена небольшая арена (на арене тоже немного песка, а то понеры не ходят по гладкому пластику -- буксуют).
Живут они сейчас неплохо. Едят молодых тараканов, ногохвосток (основная пища в природе), паучков и мелких гусениц, а также кусочки банана (?!). Уже несколько яиц, колония развивается. Теперь изучаю их, благо ходы и камеры они построили близко к стенкам и вся их жизнь мне видна.
А теперь несколько фотографий (не очень качественных -- муравьи мелкие и юркие, вертлявые)
IMG_0014.JPG
IMG_0037 (3).JPG


2011-05-01 16:23

Думаю, найду :) Пока буду наблюдать за мини колонией долиходерусов на высоте 1,5 м (я же свою веточку повесил на молодой орех). Результаты наблюдений будут позже.
А пока -- другие обитатели заповедника (см. следующее сообщение):


2011-05-01 15:59

Спасибо! Эти статьи я прочитал сразу же после того, как нашёл долиходерусов.
А муравьи действительно интересные. И редкие -- кроме своего "заповедника" я во Владикавказе таких нигде больше не встречал. Думаю, что судьба моей маленькой колонии сложится удачно. Так хочется за ними понаблюдать вблизи. Как я понимаю, где-то на вершине ореха, откуда упала веточка, находится основная колония, продуцирующая к тому же и маток, но наблюдать за жизнью этих муравьёв на высоте более 10 метров от земли довольно затруднительно :)


2011-05-01 14:45

Всё сходится: активны утром и вечером, живут в веточках. Да я уже, вообще-то, их определил. Теперь больше волнует дальнейшее развитие событий в колонии, где может и не быть самки, и колонии, состоящей пока только из самки. Что будет -- время покажет, а я пронаблюдаю и сообщу.


2011-05-01 08:46

Да, у моих именно 2 отчётливых пятна, но, при внимательном рассмотрении, обнаруживаются ещё 2 (сначала не заметил :)
Жаль, если в одиночку не подымают колонию. Но эта матка явно не хотела подымать её с кем-либо ещё! Может, у этой самостоятельной матки получится...
Фотографий её нет. Я шёл в сад работать, а не фотографировать, а тут такое дело... Буду следить, если появятся молодые муравьи, значит всё получилось.


2011-04-30 18:38

Долиходерусы всё живут в своей веточке. Переходить в большую ветку, которую я выпилил изнутри (создав некое подобие деревянного формикария) отказались. Видимо, когда колония разрастётся (а я на это надеюсь), тогда и перейдут.
Сегодня в куче ореховых веток, заселённой лазиусами эмаргинатусами, увидел матку долиходеруса, которая бежала и увёртывалась от лазиусов. Но, на её счастье, я оказался рядом и спас "долиходериху". До описываемых здесь событий я нашёл ещё троих долиходерусов, которые одиноко сидели в кусочке ветки, разбитой воронами. Основная колония их не приняла. Вот к ним я и решил подселить матку. Посадил её на эту веточку, три муравья в тот же момент выскочили, ощупали её усиками и начали тащить к себе. Нежно и аккуратно. Но матка, видимо, оказалась очень самостоятельной и убежала. Три раза я сажал её к ним, муравьи повторяли попытки перетянуть матку к себе, но она всё равно вырывалась.
В итоге я оставил эту бессмысленную затею (не хочет -- не надо, пусть воспитывает первое поколение одна), наскоро связал проволокой "гнездо" из трёх веточек и пустил туда самку. А она незамедлительно заползла в одну из веточек, покрутилась там и спокойно уселась внутри, недалеко от входа. Теперь, если всё будет благополучно, у меня будет новая колония долиходерусов. Единственное, что меня смущает, самка гораздо светлее тех рабочих, что я нашёл до этого, но может так и должно быть.


2011-04-30 18:10

Спасибо всем. Попробую немного изучить этих муравьёв в природе. Но, думаю, это будет сложно, так как они очень скрытные.


2011-04-29 20:21

Спасибо, TimK. Сейчас ещё в интернете посмотрел -- действительно Mirmecina. И шипиков две пары (это даже немного видно на 1 и 2 фотографии, если присмотреться).
А как они живут, чем питаются, и другие особенности их поведения? Если не сложно :)


2011-04-29 18:42

С тетрамориумами разобрались, теперь новая загадка.
Таких муравьёв с плоским круглым брюшком я нахожу под камнями по-одному или небольшими группами. Без самки, без расплода. Размер около 3 мм. Передвигаются по ходам дождевых червей и скорее всего ведут такой же образ жизни, как и понера коарктата. Поведение не изучено, питание не известно...
Характерная особенность: при приближении опасности свёртываются, лежат, затем быстро разворачиваются и убегают.
Вот фотографии (за качество не ругайте).

Вот так они сворачиваются
IMG_0055.JPG

Потом разворачиваются
IMG_0047 (2).JPG
IMG_0052.JPG
IMG_0050 (2).JPG
IMG_0048 (2).JPG
IMG_0051.JPG
Ну и кто же это?


2011-04-28 17:03

Да, водопоглотитель по идее должен был справиться, но немного подкачал :) А придуман он был потому, что конденсат появился уже после закрытия крышки. Влага выделяется потому, что тараканов было много, и они действительно "надышали". Плюс ещё яблоки, которыя я отправил вместе с ними и которые были наполовину съедены сразу после того, как оказались с тараканами, внесли свой вклад -- добавили влажности. Но, доехали благополучно -- это главное!
Через месяц ждёт такая картина:
IMG_0002.JPG
Удачи!


2011-04-25 17:39

Такие паучки, как и большинство других пауков умеренного климатического пояса, живут только год.


2011-04-25 15:47

У меня опять новый "паучий" питомец. Это самка паука-бокохода. Она, как и другие мои пауки, сама меня нашла. Утром посмотрел свои кактусы, а там -- она. Сидит в горшке, затаилась. Как попала на закрытое окно -- непонятно. Немного покалечена (не все лапы есть в наличии), видимо, сначала её нашёл не я, а кот. Теперь освоилась: ест тараканов каждый день и растолстела в 5 раз. А если полиняет -- лапы вырастут. Может и самца ей найду.
А пока -- смотрите фотографии.
IMG_0001.JPG
IMG_0002 (2).JPG

Вот такое у неё смешное "лицо":
IMG_0003.JPG


2011-04-25 15:30

Ну, вредитель он для того, кто интересуется одиночными пчёлами. А взрослые, вроде бы вообще не питаются, как твои носороги. Майка откладывает яйца в землю, через некоторое время из них выходит первичная личинка (триунгулин), которая ищет цветы. Но ищет не затем, чтобы питаться, а затем, чтобы подкараулить пчелу антофору. Они прицепляются к пчеле, летят на ней к гнезду и в момент откладки яиц одна из личинок падает вместе с яйцом на мёд. Первым делом она высасывает яйцо (ведь это будущий конкурент) держась на нём, как на плоту. Мёд антофоры очень жидкий и, если личинка сорвётся, то утонет, так как её тонкие ножки и нитевидный "хвост" не приспособлены для плавания. После поглощения яйца личинка линяет, превращаясь во вторичную. Теперь ей не нужно бегать и у неё больше нет ножек. Зато есть толстый, вместительный живот, который не даёт ей утонуть. Потом личинка, минуя несколько стадий "ложнокуколки" (псевдохризалиды), съедает весь мёд, окукливается (окончательно) и выходит новый жук. Вот такие невероятные превращения жуков, которые "не жрут траву".
800px-Geguzvabalis.jpg


2011-04-25 08:35

Глеб, ты просто герой! Взять сформировавшееся гнездо бумажных ос (не полистов, а паравеспул) руками, неторопливо снять с него оболочку... Приезда "скорой помощи" можно и не дождаться.
У меня в саду в полом стебле жила очень долго (пока не улетела строить гнездо) самка лесной осы. Я кормил её сиропом из поилки для муравьёв. И, когда я ставил этот сироп, самка (одна, без помощниц и охранниц) кидалась с жужжанием на меня, принуждая к бегству. А после изгнания врага она, немного покружив вокруг стебля, усаживалась и выпивала весь сироп за один присест. Так что, даже самка агрессивна, а 50-100 её детей из гнезда искусают так, что даже противопчелиная сетка пасечника не поможет. Не советую...


2011-04-25 08:18

На дорожке у тебя норки пчёлок -- андрен. У нас их тоже много, но пока ещё норы не рыли. См. мою запись " Пчёлы (андрены и галикты)" - там про них.
Майка -- красавица! В прошлом году нашёл пару, самца и самку. Но они были более тусклые, не такие яркие, и немного меньше размером. Меня мучает вопрос: майки -- паразиты антофор; антофор, несмотря на все старания, у меня нет; откуда-то прийти жуки не могли -- слишком медлительные; тогда на ком они паразитируют? Скорее всего на других роющих пчёлах. Но как они изменили своим предпочтениям? Нет ответа...
Пчёлы и осы, однажды утонув, больше не оживают сами. Оживить их можно только ритмично нажимая на брюшко пальцем, стимулируя работу дыхалец. Но есть вероятность после оживления заработать укол жала.


2011-04-25 07:54

На выходных я ездил на дачу
И мне тогда улыбнулась удача.
Я поймал матку с жёлтым брюшком,
Немного жёлтого расплода под старым пеньком.
YO! Comon, comon!
Вот такой рэп (прочитал первые строчки и пришло вдохновение :)
А это -- лазиус флавус. Mitcu прав, даже в природе сложно их увидеть -- все перемещения происходят под землёй или по специальным надземным, но построенным из земли коридорам. Из-за этого они и скрытные, и малоподвижные.


2011-04-22 16:19

Нет, у него не она. Мирмекофильную чешуйницу я видел в муравейнике нигеров -- она очень маленькая и светлая. А на фото в блоге про амазонок - обыкновенная.


2011-04-22 16:12

Территорию действительно сервиформики не охраняют, но драться из-за пищевых ресурсов могут. У меня в "заповеднике" (думаю, там уже собралось достаточно видов, чтобы его так называть) те Servifirmica, которых я считаю руфибарбисами, частенько сталкиваются у кормушки с теми, кого я считаю куникулариями. И они не расходятся с миром, а дерутся и отрывают друг другу ноги. Так что из-за пищи сервиформики очень даже жестоко дерутся. Хотя перед нигерами (из-за их великой наглости) пасуют.
IMG_0017_0.JPG
Как видно на фото, со стороны нигера почти никого нет, а сервиформики столпились с противоположной стороны.