Комментарии пользователя

2014-06-18 22:18

Alex
Хм, наверно не ту литературу читал, фантастическую :)

Крупные семьи полигинные. Я спрашивал об этом у Длусского.


2014-06-17 16:09

Pavlentiu
только зимовка нужна.

Точнее - желательна. А так, да, сервиформика. Не сложнее нигера.


2014-06-17 16:06

МурЗаб
Вопрос всем: по Вашим наблюдениям, где матки летят раньше: в городе, или на природе?

В тех местах, где раньше тает снег.


2014-06-16 19:57

prografix
Жнецы и листорезы тоже не занимаются.

Да, совершенно верно. Можно ещё назвать с десяток видов.


2014-06-16 12:55

ab_saratov
Кампонотусы занимаются тлёй?

Занимаются. Почти все муравьи занимаются, кроме самых отсталых типа понерин, наверное.

ab_saratov
Вот еще вы пишите что муравьи "рекетируют" тлю, что мол тле с муравьями не лучше чем без них.
А фактор защиты?

Рекетиры тоже защищают. Везде свои плюсы и минусы.


2014-06-15 20:41

Честно говоря не понял статью. Там вроде речь идёт о гибридах между видами? Или в одном гнезде могут быть самки разных видов?


2014-06-15 10:27

МурЗаб
Как я понял из темы про якутских кампов определить по маткам - дохлый номер? Или всё-таки по длине усов смотреть?

Точно не знаю. Практики нет. Только теория. Но, думаю, по длине волосков на брюшке точнее будет.

МурЗаб
Стоит везти прошлогодний пузырёк, или 10 месяцев пролежавших не стоит?

Стоит. У меня в водке годами хранятся. Если аккуратно, не трясти особо, то не развалятся. Главное, чтобы не развалились.


2014-06-15 10:19

Старайтесь меньше тревожить. Самка сама решит, как ей удобнее. Следите только, чтобы на "полу" пробирки воды не было.


2014-06-14 21:29

Совет: Иван, Вы, когда будете маток раздавать, возьмите с собой фломастер. Спрашиваете:"Вам лесную или городскую?" Если просят лесную - пишите на шприце фломастером "лесная" и отдавайте. Тем, кто просит городскую - пишите "городская". Разницы никакой, но людям приятно:)


2014-06-14 14:45

Тогда не трогайте! Тем более, что сидит на мокрой ватке. Значит всё устраивает. Если слишком влажно - самка обычно перетаскивает приплод на середину инкубатора или ближе к выходу.


2014-06-14 14:43

На фото у рабочих оттенок брюшка отличается от остального тела в желтоватую сторону. Наверное всё-таки saxatilis.
Уже жду. Скучаю. Третий справа инкубатор мой! Шучу, конечно:)
Из крупных кампов у меня уже есть геркулеанусы и эфиопсы. Может быть вот ещё саксатилисы появятся.


2014-06-14 14:34

"Похоже" здесь не катит. Как я понимаю - надо смотреть всё-таки на волоски на брюшке под хорошим увеличением.


2014-06-14 14:26

Вот и меня смутила Ваша уверенность, что это именно Camponotus saxatilis. Я сам толком не разобрался в различиях Camponotus sachalinensis и Camponotus saxatilis. Может быть будет когда-нибудь возможность в живую посмотреть на тех и других. А пока только теория...
На фото выше вперемешку рабочие и самки. Вы пытаетесь сравнивать спины рабочих особей со спиной своей самки. Теоретически надо определять отсюда:
http://www.antvid.org/Podsem/Formicinae%20S/54s.html
Но практически я бы советовал дождаться кучи рабочих и потом по ним определять и не беспокоить самок сейчас. Сейчас это не важно. Хоть тот, хоть другой вид. Оба интересные и одинаковые в содержании.
А откуда взята черно-белая карта слева вверху? Что-то я не видел работу с такой картой.


2014-06-14 14:10

Да, это сервиформика. Больше всего напоминает самку двухцветных Formica cinerea. Но это не важно. Все сервиформики одинаковы в содержании. Держите инкубатор в горизонтальном положении в тёмном месте. Реже беспокойте. Можно немного подкормить сиропом или мелкой мушкой дрозофилой. Должна отложиться.
Что-то ватка у Вас на фото очень влажная. В будущем сильнее сворачивайте ватку. Это не страшно, но на стенках пробирки влаги быть не должно. Если ватка сейчас сильно влажная постоянно, то самку лучше пересадить, пока она ещё не успела отложиться. При слабо скрученной ватке могут быть подтопления расплода при колебаниях температуры (даже от нагрева рукой, когда берёте пробирку).
Может быть лучше сделайте новый инкубатор. Сверните ватку плотнее и держа пробирку вертикально, водой вниз, продвигайте карандашом ватку к воде до тех пор, пока ватка не пропитается водой полностью. Если влага просочится насквозь - удалите излишки влаги ватной палочкой.


2014-06-14 11:07

А голова у неё не красная? На этих снимках ничего не видно...
И подкармливайте на всякий случай иногда.
Она так и бегала с одним крылом, или Вы при ловле ей остальные оторвали?


2014-06-14 10:30

Ну, папарацци, погоди! :) Я тебя в следующий раз тоже по-фотографирую :)
И в дополнении несколько фотографий.
Под различными укрытиями, корягами, кусками коры нам встречались такие вот "солярии" нигеров:
g1_0.jpg
Крупные коконы самок, мелкие - самцов или рабочих. Таких вот "соляриев" огромное количество. Этот вид муравьев берёт количеством и способностью селится практически везде... Скоро уже начнётся лёт.
А это грязные пальцы Алексея (Филин'а) схватили какого-то бедолагу поликтену:
g2.jpg
Жуть! Но, думаю, эти паразиты используют муравья лишь как транспортное средство в надежде, что он привезёт их туда, где будет много пищевых отходов.
Осматривая муравейники поликтен я отлавливал и рассматривал рабочих. Так вот в муравейнике, стоящем на отшибе муравьи оказались с сильно волосатыми спинами:
rufa1.jpg
Думаю, это муравейник не поликтен, а руф. Удивительно, как он выжил на границе крупной колонии поликтен из десятков муравейников? В остальных муравейниках муравьи были с нормальными для поликтен почти "лысыми" спинами.
Кстати, рядом с этим муравейником "руф" раньше был муравейник сангвиний. Почти на дороге. Муравьи обоих муравейников прокладывали тропы огибая территорию противника. Так вот сейчас мы муравейника сангвиний не обнаружили. Что произошло? Война двух империй? Рядом с муравейником сангвиний был мусор, которого сейчас нет. Вероятно, убирали мусор и муравейник сангвиний сильно повредили. Скорее всего, руфы этим воспользовались и перебили соседей. Жаль, я этого не видел!
И небольшая ремарка для любителей тыкать пальцем в мутные снимки и утверждать, что "это точно руфа!"
Formica rufa отличается от Formica polyctena более "волосатой спиной". Количество волосков на каждом сегменте груди более трёх пар. Волоски длинные. У поликтены волоски короче и их менее трёх пар на каждом сегменте груди. Поскольку встречаются отдельные "волосатые" особи среди поликтен и отдельные "лысые" особи среди руф (к старости, например, муравьи, как и некоторые люди, частично лысеют. Часть волосков стирается), нужно отлавливать и рассматривать по несколько особей из муравейника, чтобы быть уверенным в правильности определения. А во всём остальном эти виды одинаковые.
Я вот до сих пор не уверен, что тот отдельный муравейник "руф", который мы с Алексеем видели, точно относится к руфам. Если было бы больше времени, можно было бы исследовать дороги муравьев и убедится, что муравейник "руф" не соединён дорогами с колонией поликтен. Можно было бы поэкспериментировать с рабочими. В колонии поликтен все муравейники дружественные и если взять муравья из одного муравейника и отпустить возле другого муравейника - на него нападать не должны. Можно было бы сделать такой же опыт с муравьем из муравейника предположительно "руф" и располагающимся рядом муравейником поликтен. Будет чем заняться в следующий раз.
Но, всё-таки, я склоняюсь к тому, что это муравейник руф. Слишком уж волосатые там муравьи. Слишком волосатые для поликтен.


2014-06-14 09:12

club99
Camponotus ligniperda скорее всего отпадает, он же вроде не должен водится на Алтае, тогда остается Camponotus herculeanus, можете сказать когда у него лет?

Лёт крылатых особей в конце мая - июне.


2014-06-13 22:36

Мне всё-таки интересно, почему Вы уверены, что это Camponotus saxatilis?


2014-06-13 22:30

Если "майка" на спине, то сервиформика.


2014-06-12 23:04

favidu
Почитал про формик.

Есть род формика. В него входят подроды формика, раптиформика и каптоформика (все они паразиты к которым надо подсаживать рабочих, куколки и кормить) и подрод сервиформика (сами основывают семью, подсаживать никого не нужно и можно не кормить до первых рабочих).
Сначала определяете к какому подроду относится Ваш зверь, потом действуете согласно этому.
Если у Вас сервиформика, то подсаживать никого не нужно, подкармливать до первого рабочего не обязательно, зимовка в будущем не обязательна, но желательна.


2014-06-12 18:48

Ну, по этой фотографии сложно сказать, кто кого тащит :)


2014-06-12 14:40

Почти все цветные формики на фото - каптоформики. Если на брюшке на первых трёх сегментах сверху есть торчащие волоски - F. exsecta, если нет - F. pressilabris. Сразу под фото коряги тоже каптоформика. (Автор теперь удалил этот снимок оставив там фото сангвинии). Ниже единственная фотография не каптоформики - сангвиния. Кстати, фуски могут бегать и с каптоформиками. Я сам такое видел и написал об этом Длусскому когда-то. Он ответил, что я стал свидетелем внедрения самки каптоформики в семью фуски и зарождением новой семьи каптоформики. Сам он тоже такое видел, но только однажды... Очень жаль, что этого человека уже нет.


2014-06-11 14:00

иван–зоо
Camponotus saxatilis

А как определили?


2014-06-11 09:38

Messor2000
То есть потом когда семья разрастется и они выведут половых особей, то часть останется жить в колонии а часть улетит?

После спаривания у многих полигинных видов часть самок возвращается в родные семьи. не всех, правда, принимают. Как у тапином - не скажу. Скорее всего так же, но точно не знаю.
В данном конкретном случае, думаю, добиться лёта и спаривания в домашних условиях будет очень трудно. Но, думаю, и с одной самкой колония по численности будет Вас вполне устраивать и при хорошем уходе будет Вас радовать несколько лет.


2014-06-11 09:28

Neco
Пошарившись по определителю пришел к выводу что это скорее всего rufibarbis.

Не обязательно. Это гадание на кофейной гуще. Сейчас это без разницы. Все сервиформики в содержании одинаковые. Определите, когда появятся рабочие. По рабочим легче.

Neco
Что делать с маткой и самцом? Тоже отнести к тому муравейнику? Примут ли их?

Не знаю. Скорее всего примут. Чем дольше они будут разлучены с родной семьёй, тем меньше шанс, что примут.

Neco
Я предполагаю что у меня пратенсис. Насколько я смог разглядеть у нее нет выемки на наличнике.

Выемку у сангвинии можно рассмотреть под хорошим (не менее 6 кратном) увеличении. Иначе можно ошибиться. Выемка часто прикрыта торчащими волосками. Но у сангвинии грудь сверху почти полностью рыже-красная и на голове нет четкого перехода между тёмным верхом и рыже-красными щеками. Границы размыты и вся голова кажется тёмно-красно-коричневой, светлее в некоторых местах.
У пратенсис верх груди и брюшко полностью черные и матовые. Брюшко не блестит! Верх головы черный, щеки под глазами рыже-красные и граница между черным и рыже-красным чёткая.


2014-06-10 21:00

Мах
Как же тогда защититься? Я так понимаю, защита должна быть именно в арене?

Очень мелкая МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ сетка. Лично я устав бороться поставил их формикарий под стол в зале. Подальше от других формикариев, чтобы не сожрали. Обычно они не убегают дальше 2 -3 метров от формикария и не лазают на столы. Топчутся по полу вокруг формикария в поисках еды. Если кормить регулярно, то дальних походов не будет и Вас тоже не сожрут:)
Не переживайте. Пока их мало - они смирные и очень интересные. Проблемы начинаются, когда их становится много. Тогда лучше их отпустить в природу.


2014-06-10 20:47

Neco
Значит точно не успевший внедрится соц. паразит =)

Не обязательно. Может просто мимо пробегала самка какого-то вида.

Neco
У самца на конце брюшка что-то непонятное, то ли остатки кокона то ли повредили брюшко.

Повеселили! Примерно так бы рассуждали женщины впервые увидев голого мужика. Посмотрите здесь: http://www.antvid.org/Proza/Morf1.html
Вы набрали коконов половых особей (самок и самцов). Предлагаю отнести их назад и поискать более мелких коконов рабочих особей. Может быть самка начнёт откладываться и так, в присутствии принявших её рабочих, но коконы подбросить лучше.
Самка паразита у вас не похожа на поликтену. Тем более, что поликтена скорее всего не водится в Казахстане. Я бы присмотрелся к протенсисам и сангвиниям.


2014-06-10 20:31

Не обязательно Formica rufibarbis. "Майка" может быть у многих сервиформик. У южных песчанок, например: http://www.antvid.org/Gal1/Formicinae/Formica%20cinerea%20foto.html или например у Formica subpilosa: http://www.antvid.org/Gal1/Formicinae/Formica%20subpilosa.html
Иногда - у куникулярий. Вероятно у Formica glauca. У формик вообще цвет мало что говорит. Нужно смотреть на расположение волосков на теле.


2014-06-10 20:21

Messor2000
В определителе Tim'ka написано что семьи тапиномы моногинии и в семьях несколько маток.

Это где у меня написано, что они "моногинии"? В описании обоих видов тапиномы в моём определителе написано: "Самок в семье несколько (полигиния)".
Не особо зацикливайтесь на поиске дополнительных самок тапиномы. Одна тоже вполне может поднять колонию.
По поводу моих слов: "Несколько маток хороши в большой семье. В маленькой несколько маток могут привести к убийству одной или обеих". Нужно смотреть, к каким видам это относится. Есть полигинные виды, которые и при малой численности спокойно содержат несколько маток. Например некоторые мирмики. А вот у нигеров например основать семью могут несколько маток, но после появления первых рабочих начинаются междоусобицы. У фусок может быть и несколько и одна матка. И, вроде, войн между ними не наблюдал... Надо смотреть, о каком виде идёт речь. Но многие полигинные виды вначале имеют одну самку и потом, по мере роста, принимают дополнительных самок. В этих семьях, действительно: "Несколько маток хороши в большой семье. В маленькой несколько маток могут привести к убийству одной или обеих".


2014-06-09 22:02

Neco
Можно поинтересоваться - почему именно черной? Вроде как любая же сервиформика подойдет? Или я чего-то путаю?

Подойдёт любая, но черная (фуска) менее агрессивная и подселение проходит легче.


2014-06-09 22:00

zaga
в общем, учитывая погодные условия - выпустил матку в месте поимки.
пожелал удачи.

И правильно. Это была, скорее всего, матка Formica polyctena. Гораздо лучше отпустить, чем подсаживать к ней нигеров или мирмику.


2014-06-08 22:25

иван–зоо
Еще три матки Camponotus saxatilis.

Или Camponotus sachalinensis.


2014-06-08 22:13

Мистика какая-то. Сегодня под утро мне снилось, что кто-то мне настойчиво предлагал паллидул. Я не взял и проснувшись никак не мог вспомнить название рода, к которому они относятся. Зрительно помню, что у них большеголовые солдаты, но никак не могу вспомнить название рода! Наконец вспомнил! Фейдоле! Успокоившись и порадовавшись, что не взял подремал ещё минут двадцать...
Вернувшись в Москву читаю это сообщение. Сон какой-то вещий...
Когда-то мне хотелось этих зверей. Жалел, что самка, привезённая из Испании погибла. Но сейчас очень свежи воспоминания о таких же жутких зверятах - тетрах, которых я наконец выселил неделю назад в огород у забора. Там на моих питомцев напали местные нигеры. Борьба шла дня три. Потери, похоже, были до сотни тетр и с десяток нигеров. Или больше нигеров, если их тела уносили. Но нигеры отступили и перестали нападать. Тетры благополучно закопались. На поверхности лишь пара десятков разведчиков. Так что я рад, что их сплавил в природу. И я пока ещё не созрел для такой мелочи снова. Тем более, мелочи, которая не приживётся в природе под Москвой. Я пока пас.


2014-06-08 21:58

jabacrack
Точно, тетра. В прошлом году точно такую же ловил. Определитель правда меня смущает, вот ни за что бы не сказал, что у нее квадратные плечи:

И правильно, что не скажите. Определитель мирмицин сделан только по РАБОЧИМ особям, а это самка. По самкам у меня пока руки не дошли сделать. А так, это самка тетрамориум, если интересно. С учётом высокой груди - почти наверняка Tetramorium caespitum.


2014-06-02 13:47

Пройдите внимательно ещё раз начиная с этого места:
http://www.antvid.org/Podsem/Formicinae/21.html


2014-05-29 22:27

С подогревом не получилось. Тогда искусственно переувлажнил низ формикария. Куколки сразу перенесли в верхние камеры и к вент. отверстиям. Тут я их и утащил эксгаустером. Штук пятнадцать. А всего куколок было около сотни. Думаю, для семьи не страшно. Плохо только, что это куколки поликтены. было бы лучше, если бы сервиформики. Молодые муравьи сервиформики более самостоятельные и быстро включаются в работу. Молодые поликтены требуют обучения от взрослых и сами очень неумелые.
Добытых куколок разложил по двум инкубаторам с самками. У той самки, к которой подсадил "осиротевших" подкидышей произошло выяснение отношений. Самка теперь с обгрызанными крыльями, один рабочий убит. Второй утром держал самку за лапку. Сейчас, вроде, успокоился. После подбрасывания куколок рабочие ползают по куколкам. Самки сидят на сухой ватке в своих инкубаторах. Интересно, будут ли подкинутые рабочие вскрывать коконы поликтен?