Комментарии пользователя

2008-04-17 09:05

Пробуйте. Идея неплохая. Правда в таких формах переселять муравьев в случае чего очень сложно. Так просто гипс не вытащишь и камеры не почистишь.

Даже если гипс достаточно увлажнен, на арене должна находиться поилка. Муравьи уже сами решат. Конечно они могут жить на конденсате, но это не дело.


2008-04-17 08:59

Матки есть в систематике. Посмотрите статьи про Formica rufa. В Галерее тоже есть пару фотографий. Также фото матки (правда матки сервиформики) есть в моем блоге.

Что касательно самцов, то они у всех формик визуально практически идентичны. См. фото:


2008-04-16 11:25

Pockemon: "возможны и другие варианты, зависящие от богатства фантазии и возможностей "

Это верно. Арена - это территория вне муравеника. Как вариант иногда в качестве выгула используется пространстве между гипсом и крышкой, но этого недостаточно. Обычно оттуда тяжело убирать мусор. Нужна альтрнатива.
Как вариант посмотрите арену из блога TimK'a Бегунки и жнецы.
Это комбинированная конструкция: арена и муравейник в одном. Наиболее удобная вещь.


2008-04-15 13:05

1. В пробирке ее держать не обязательно, просто так удобнее поддерживать влажность. Точнее в пробирке вообще не надо поддерживать влажность. Залил воду и не меняешь, пока не испарится или не начнет мутнеть. Также можно оставить матку в пробирке на месяц без присмотра и не боятся, что расплод высохнет от недосмотра.
2. "...как в подмосковье можно найти эту матку, да ещё которая обломала крылья..."
Дождаться лётных периодов, а потом внимательно под ноги смотреть. Сейчас маток искать нет смысла. Начнется лето - начинайте искать. В принципе какую-нибудь матку можно найти на протяжении всего лета и начала осени. Постоянно либо кто-то летит, либо не успел спрятаться.
"...как вообще это делают мураводы?..."
Так, как вы сказали - визуально. На глаз матку легко отличить от рабочего. Как только увидите, сразу поймете. Изучайте фотографии.
3. Если вы решили переселить муравьев в форм, значит семья уже стала достаточно большой, следовательно без арены ей в форме жить не стоит. Делаете арену, присоединяете к форму, помещаете пробирку на арену, а дальше пусть сами решают, где им лучше. Высыпать не надо. Матки некоторых видов (в основном тропических) от падений через время умирают.


2008-04-13 21:52

Могу только предположить:
1. В семье нет настоящей матки. Возможно развитие этих яиц идет с задержкой. У ANTRACIT'a личинки, вылупившиеся из яиц, отложенных рабочими, на определенном этапе останавливались в развитии.
2. Температура. Возможно из-за низкой (или недостаточной) температуры развитие идет медленнее.
3. Две недели - это еще не слишком много. Первая кладка яиц ( в этом году) у моих кампонотусов тоже развивалась долго (вот примерно двухнедельный период, может чуть больше).


2008-04-13 01:25

Нет, ждать потомства не проще. С высоты человеческого роста может и можно их спутать, но при детальном рассмотрении есть много признаков, по которым с первого взгляда можно различить их: петиолюс (у мессора двучлениковый), расположение усиков, форма щитков на абдомене (у кампа их 5, у мессора 4, + у мессора первый щиток крупнее остальных) и т.п.


2008-04-12 18:11

Да, на втором фото вроде сплошные матки, только один (может два) рабочий. Думаю, что у них иерархическая система. Единовременно яйцекладущей является только одна матка. Ну и идет конкуренция, как это описывается в литературе на примере рабочих. Я предполагаю, что дела так обстоят. Если бы у маток была такая же демократия, как у поликтен, то думаю и рабочие не конкурировали бы за право откладывать яйца.


2008-04-12 17:55

Функционально может ярковыраженной матки и нет, но морфологически есть.
См. фото (источник akolab.com):


2008-04-11 22:34

В принципе разумное замечание.


2008-04-11 19:19

Касательно меда: не все муравьи в домашних условиях его едят. С чем связано, неясно, но такая тенденция есть. В природе набрасываются на него, а дома никак. Замените мед на сироп.


2008-04-10 15:57

Ничего с ними не будет. У меня в маленьких колониях на арену одиночные разведчики выходили за пищей ночью или когда в комнате было темно.

Пусть учатся. Всё, что они видели до сих пор, ограничено небольшой пробиркой, где всегда была еда. Теперь у них есть пища для дальнейшего обучения, пусть изучают самостоятельно. Лазиусы не глупые муравьи.


2008-04-10 11:45

Разводить в неволе трудно.
Расселение в природе определенных видов легче (если конечно это имелось в виду).
Особенности муравейника: так называемая муравьиная куча, состоящая из разного рода растительных остатков (см. в Систематике Formica rufa). Но стоит учесть, что они хавают всё, кроме тли)) Тля у них также является источников углеводов. У меня колония руф целое дерево себе отвоевала с тлей, никаких других муравьев там больше не появляется. Правда в какой-то из книг читал, что муравьи регулируют численность тли в своих кормовых колониях, т.е. избыток идет на мясо.


2008-04-09 22:45

Нет, это точно не руфа и не куникулярия, но действительно кто-то из формик. Точно сказать формика это или сервиформика пока не решаюсь. Красавцы! У нас из рыжелобых формик можно встретить разве что трункорума.

Думаю, что у вас там водится достаточно много различных муравьев, которых никто из здесь присутствующих еще не видел. Тлю используют как источник углеводного корма, но не знаю, насколько они к ней привязаны. Лазиусы не просто охраняют тлю, но еще и уносят ее в глубины муравейника при наступлении холодов. У этих привязанность может быть временная, т.е. нашли колонию и держатся на ней. Если это кто-то из подрода формика (типа формика руфа), то их трогать не надо (играют роль природных санитаров, уничтожают всю расплодившуюся живность).


2008-04-09 19:38

Думаю, что всё же кто-то проскочил незамеченным. На фото слишком много получается отклонений. Действительно, похоже на осу.

Покопался ради интереса по вопросу немок. Насколько понял, их самки не имеют крыльев, но самцы крылатые. Однако самцы такие же лохматые, как и самки. Таких черных блестящих не нашел, зато посмотрел, насколько красивыми могут быть мутиллиды. Вот пару примеров (не могу не поделиться):



Источник http://insects.tamu.edu


Источник http://www.bugpeople.org


Источник http://www.scenicoregon.com


Источник http://nathistoc.bio.uci.edu


2008-04-09 09:32

В смысле на фото самец лазиуса?


2008-04-09 09:22

Не думаю, что кто-то так делал, но попробовать можно.
Единственное: надо правильно подобрать вид. Наверное не всякий наш муравей будет там жить.


2008-04-08 09:17

А божьи коровки или златоглазки встречаются? РАньше слышал, что при таких бедствиях делали массовое заселение божьими коровками пораженной территории.

Забавный случай)) Еще дедушка рассказывал. Пошли они в поход. Шли себе спокойно группой, тут над ними пролетел вертолет и высыпал целую тучу жучков... причем прямо на них. За шиворот нападало тогда прилично козявок.


2008-04-08 09:12

У мессора откладка яиц может начаться и через несколько дней после вылета. Задержка в месяц и более возможна либо у осенних маток, либо при низкой температуре.

Может кокосовый субстрат и естественнее, но в пробирке всегда поддерживается оптимальный для расплода уровень влажности. Можно заселить матку и забыть о ней на месяц-полтора. Или например необходимо куда-то уехать, а муравьев оставить нельзя - высохнут. Тут тоже пробирка лучше. Любой субстрат все же приходится периодически увлажнять.

На счет охоты: мессоры - зерноеды. В качестве корма употребляют семена различных растении. Если и едят какую-то живность, то уже умершую, на живых не охотятся. А вот теже лазиусы охотники. Они могут толпой набросится на кого-то и забодать.


2008-04-07 10:26

Нет, тлю мессоры не разводят.


2008-04-06 08:14

Еще с муравьями живет множество разных паразитов и полупаразитов.

1. Часто можно встретить муравьиных сверчков и чешуйниц. Причем спектр видов-хозяев у них довольно широкий. Особой полезной роли в муравейнике не играют, едят на халяву.

2. Жуки ломехузы. Их можно узнать по укороченным надкрыльям. Выделяют вещество, которое действует на муравьев как наркотик, за счет чего и держатся в муравейнике. За потомством жука также следят муравьи. Опасный паразит. При большой численности ломехуз в муравейнике семья вымирает.

3. Есть еще жуки-листоеды, живущие в муравейниках подобно бронзовкам.

4. Мокрицы Platyarthrus hoffmannseggy.

5. Другие виды муравьев. Наши соленопсис фугакс связывают свой муравейник с муравейником любых других муравьев и воруют их расплод. Благодаря своему размеру уходя безнаказанно. Есть также чистые паразиты, живущие прямо в муравейнике хозяина. У таких муравьев обычно существуют только самки и самцы, рабочей касты нет. Это те же анергатесы и телейтомирмексы. Особенно опасны первые. Матка анергатеса убивает изначальную королеву колонии и занимает ее место, только в последствии из ее яиц выводятся такие же паразиты, как она. Колония в итоге вырождается.


2008-04-06 00:09

У формик вроде лететь не обязательно.
Для того, чтобы молодые матки и молодые самцы вошли в "роевое" состояние, надо предусмотреть массу условий, причем каких условий, никто не знает ((. Более-менее нормальный искусственный лёт из известных нам киперов провел только один (ANTRACIT). Но у него были выращенные дома колонии с выращенными в них матками, не было никакого стресса после изъятия из природы + муравьи подобрали сами себе подходящее время и условия.

Тут у вас другая ситуация: группа крылатых муравьев без рабочих, вне родной семьи, без заботы и присмотра, без соответствующих условий. Что нужно сделать, чтобы они "полетели", неизвестно.


2008-04-06 00:03

Хочу в такую местность!
Выложите фото муравьев на тлиной колонии, определим. На счет бронзовок задача. За их многочисленность муравьи вроде не отвечают. Тут нужен другой подход. Есть такие одиночные осы - сколии. Они выводят свое потомство на личинках бронзовок и других пластинчатоусых жуков. Можно их использовать в качестве естественного врага. Правда основная проблема в их поиске.


2008-04-05 23:57

На фото муравьи-жнецы (род Messor). Вид незнаком.
1. Спаривание у разных видов происходит по-разному. Некоторые спариваются на земле. ДОпустим те же бегунки или некоторые формики. Некоторые в воздухе (лазиус). Есть виды, матки которых оплодотворяются прямо в муравейнике и никогда его не покидают. У мессора вроде они могут встретится в воздухе и спустится на землю. Видел когда-то такую картину. При искусственном лёте (когда-то пытался сделать) спаривались "на земле", правда матка пыталась убить самца во время спаривания. Если же их ловить у выхода, то вы правы: все матки при вылете из муравейника не оплодотворены.

2. Симбиоз муравьев и бронзовок можно наблюдать в колониях Formica rufa и Formica polyctena.

3. Голубянки встречаются у мирмик, возможно еще у кого-то. Кстати, задумка очень интересная.

4. Муравьиных львов не обязательно кормить муравьями. Подойдет любая другая живность соответствующих размеров.


2008-04-05 10:09

Я бы на счет лазиуса не был так уверен. Что-то не похож он на лазиуса.


2008-04-04 16:54

Ориентировочно Serviformica rufibarbis.
Крылья не отпали, т.к. матки не были оплодотворены.
Что делать, после того, как поймаете, читайте тут: С чего начать.


2008-04-03 23:15

Ну и находите же вы их))
Это понерина. Устройство семьи вроде такое же, как и у многих понер. Среди псевдорабочих идет конкурентная борьба за право откладывать яйца.


2008-04-03 15:00

Дополнительно. Практика показала, что вода за ваткой не может быть универсальным источником. Иногда она смачивается полностью, иногда нет (зависит от того, как вы это делали). Некоторые мелкие виды типа фугакса докапываются. Интересная картина: ватка, а в ней куча галерей, в галереях муравьи)) Правда через такие галерей семья может затопить сама себя (случай был).

Если у вас одна-две колонии (лазиусы, если не ошибаюсь), сделайте им небольшие выгулы с поилками и т.п. С выголом всё же лучше, чем без него))


2008-04-03 12:22

Думаю, что не повредит. Мед лучше сиропа. Если едят, то продолжайте их им кормить. У меня лично практически все от него отказались. Единственное: организуйте им какой-то источник воды. На чистом меде и без воды в конце концов точно могут уйти на тот свет.


2008-04-02 21:21

1. см. систематику. Она не для красоты.
2. Скоро на всё будут ответы. Подождите.
3. Если уверены, что и матка, и рабочий из одного муравейника, то можно, если не уверены, то лучше не надо.


2008-04-01 14:28

Ну, во-первых, глину использовать не надо. Возьмите хорошую землю без разных добавок. Во-вторых, из банки их действительно может быть тяжело потом переселить. Возьмите что-то большее по площади, чтобы в случае чего в данной емкости можно было как-то работать и манипулировать инструментами. Насыпьте туда земли, сделайте паре камер на поверхности (типа несколько ямок), сверху на ямки положите стекло, предусмотрите вход. При отсутствии временных пересадочных формов такая конструкция должна подойти. Сверху на стекло также можно положить деревянную пластинку, чтобы свет не мешал муравьям.


2008-04-01 08:56

Да, к воде. Та конструкция была немного не продумана, очень быстро испарялась влага, поэтому и копали к воде.


2008-03-31 11:26

1. На дереве не тестировал, не знаю, как они себя там будут чувствовать. Я бы держал пустынных муравьев в гипсе (алебастре) или земле, а древесных - в деревянных наполнителях, не комбинировал бы.

2. Что у вас за гипс? Вы туда что-то подмешали? Мои пробивались, но очень туго. Я всегда успевал увидеть, когда появится следующий подкоп. Да и особо не копали. Копали только там, где была канавка для увлажнения, в остальных камерах сидели тихо.


2008-03-30 23:29

Не думаю, что проблема в этом. Если она в ней нормально вывела первое поколение, то тут ей неплохо (во всяком случае ни ей, ни потомству ничего не должно вредить). Пока и так всё держится на волоске, то не надо лишний раз шокировать муравья.


2008-03-30 23:27

Богомол: "У кого были такие проблемы..."

Были, есть и в ближайшей перспективе не обещают прекращаться.

Замазывал лазы силиконом (сам лаз и большой кусок прилежащей площади). Через силикон они с трудом пробиваются (и то только там, где некачественно замазал). Какой у вас форм? Видно у вас много открытых сторон. Мессоров и тетрамориумов не советую держать в формах с большими открытыми поверхностями. Должен быть плотный пластиковый либо стеклянный бокс. Хорошо подходят вертикальные формикарии (они обычно по умолчанию ограничены со всех сторон). Горизонтальные не всегда имеют что-то сверх покровного стекла. Эти муравьи со временем и пользуются.

Хотелось бы посмотреть фото конструкции... или хотя бы словесное описание.

Кстати, успокаиваются, когда у них много различного провианта. Кинул им на выходные кучу семян разнотравья, трех зофобосов и 7 дробленых кабаковых семян. К удивлению по приезду не обнаружил очередной революции. Видно все были заняты в основном вопросом распределения продуктов по колонии.


2008-03-30 23:15

Кошмар! Подогрейте чем-то стекло. Смотрите, чтобы там не "утонул" кто-то. Могут завязнуть яйца и мелкие личинки. Мелкие муравьи тоже завязают и умирают при таком явлении. С конденсатом не шутите. После изготовления форма нужно капитально его просушивать, а уже потом подбивать оптимальную влажность.


2008-03-30 15:06

вот ореховую смесь я бы исключил после этого. Хотя бы временно.