Комментарии пользователя

2018-11-24 18:38

mitin
иногда на одном месте стоит долго втыкает и покачивается.

Резникова Ж.И. в одной из передач (тв) упоминала, что так муравьи отдыхают (стоя на месте покачиваются на лапках). Не буду уверять, что это 100% оно, но как знать - похоже по описанию.


2018-11-23 18:56

Akshal-Владимир
Вкопать датчики температуры на глубину 1 - 2 метра в землю на участке. И эти параметры температуры поддерживать в формикарии (инкубаторе) во время зимовки.

В то время я был убеждён, что Кампонотусы зимуют в древесной части гнезда. Лишь недавно я узнал, что такое поведение - это редкость и свойственно жителям регионов с более-менее мягкой зимой. Таким образом - эта температура актуальна и, по счастью, я знаю какая это температура: 3-4С. Про диковинные конструкции для уличного содержания муравьёв - ближе к делу, ближе к весне :)
Чуть было совсем не забыл тут написать: все стартовые семьи вагусов в начале ноября месяца (2018г.) отправлены на зимовку. Эти сроки мало что значат, их можно было отправить на зимовку на месяц раньше, но не позволила работа - был в командировке.


2018-11-22 19:21

BO.
Разве не знали :)) В природе мессоры запасают зерно в значительных , количествах. При понижении температуры, повышается влажность и зерно " начинает гореть , синтез :))" . Температура повышается. Выделяется углекислый газ. Всем этим процессом
муравьи прекрасно руководят, регулируя температуру и влажность, проветриванием, перебором буртов в более мелкие, устраняя критическую массу.

Не то что бы не верю... Но это настолько удивительно! Можно спросить: где узнали об этом? - я бы почитал, очень интересно.


2018-11-22 17:36

VladSilver
Лазики у меня и без субстрата в чистой колбе вполне себе успешно окукливались.

Да, и у меня тоже, но попав в миниформик, сразу начали обкладывать личинок гипсовой крошкой, песчинками, мелким мусором, отчего коконы получаются сначала как бы в чехольчиках из этого всего. Рабочие вскоре очищают их и складируют вполне чистые коконы. Дал на арену щепотку сухого кокосового субстрата и четыре, может уже больше, личинки окуклились в чехольчиках из него. Действительно, любят они его, он удобный. Я это всё к чему - это Лазиусы, а Кампы… не знаю как ларги, но вагусы ни в инкубаторе, ни в формике гипсово-деревянном ничем своих личинок не обкладывают. Если только самими коконами... У них в принципе в норме кокон исходно чистый и чехольчиков этих вот не бывает.

VladSilver
Не было бы данной проблемы, не искал бы способов ее решения.

Понятное дело: сложно сидеть и ничего не делать, когда откормленные личинки вместо появления коконов - исчезают. У меня такая же есть семейка, примерно. Всего 3 рабочих за сезон смогли окуклиться в коконах и появились на свет, остальные - нет. (остальных - десяток-полтора). И никаких идей... вернее - много, но всё как то смутно :(


2018-11-22 15:57

BO.
Мессоры не зимуют.

А как же они живут, например, в Казахстане, где зимой до минус сорок С. ? :)

BO.
если в гнезде будет холодно мураши себя прекрасно обогреют.

Разве Мессоры разлагают углеводы на тепло? По-моему так делают только муравьи, живущие в гнёздах типа "капсула": рыжие лесные, Кампы, фули. Мессоры живут просто в грунте, в секционном гнезде, поэтому их расплод будет развиваться при температуре ниже 25С. А самкам в природе такие температуры 25С. и более - скорее всего вообще не ведомы, так как живут они в глубине гнезда, при достаточной влажности и, соответственно, в прохладе. Кстати, самки многих видов, живущих в "гнёздах-капсулах", тоже большую часть жизни живут в подземной части, в прохладе. У тех же рыжих лесных - самок поднимают во внутренний конус только перед кладкой и на время её, а потом снова "консервируют" в подземной прохладе.
Вывод: ничего не понятно. Потому что нельзя исключить негативного влияния на самку затянувшегося низкотемпературного образа жизни рабочих. Понимаю: звучит как полный бред :) Но связи между муравьями в семье находятся почти на том же уровне что между клетками в наших организмах...
Тем не менее мне кажется, что самка умерла от каких то своих внутренних причин (не обладала крепким здоровьем).


2018-11-22 15:15

bx
Может оставить её в покое?

В свете сложившегося обсуждения это замечание, действительно, выглядит очень логично. Но на самом деле бездействие, скорее всего, ни к чему не приведёт. В который уже раз повторю: у меня было 11 стартовых семей и я не докучал им своим вниманием: подкормил каплей сиропа и мухой на старте, потом подключил арены при появлении рабочих. Да в ту семью, где эта проблема с коконами сильно проявилась - подбрасывал разнообразный субстрат, да коконы. В общем - не замучил их манипуляциями, это факт, но итог плачевный: практически все куколки в той семье появились без коконов и были ликвидированы... Ещё в двух-трёх семьях эта проблема проявилась слабо: всего 1-2 личинки не смогли нормально окуклиться и в шести (более половины) семьях эта проблема не проявилась вообще. Условия абсолютно идентичные: инкубаторы стояли в ряд на одной полке и даже самки все, кроме одной - пойманы были в одном месте в лесу, буквально на двух квадратных метрах лесной грунтовой дороги там, где её пересекали их тропинки. (проблемная самка - из лесных. Пойманная на участке - оказалась одной из самых успешных. Все они пойманы в один день, даже - в один час). Субстрат Кампам (при всём уважении к Виктору) - не особо помогает. Правда, кокосовый субстрат не догадался предложить... А теперь уже не смогу проверить - понятное дело: вагусы на зимовке... Дал щепотку кокосового субстрата Лазиусам - очень охотно используют для окукливания. Можно понадеяться, что поможет - предлагайте.


2018-11-21 09:29

favidu
Какой ширины нужен водяной ров (конечно, если такой опыт есть)? У меня он 50мм.

На фото он показался мне в 2-3 раза шире... Я один единственный раз использовал водяной бортик с Кампонотусами, если без подробностей - самка вагус легко и непринуждённо форсирует такую преграду (водяной бортик, тоже около 50 мм :) Даже не поймёшь как: толи вплавь, то ли бегом, немного вихляясь и уже на другом берегу, как то так :)
Поэтому с Кампонотусами я как то не решился его применять, а вот с другими муравьями применял и достаточно долго. Минус у бортика один - трудоёмкое обслуживание: всё время его надо мыть, воду менять, мусор убирать. Ну и да - поскольку уж есть где утопиться, обязательно найдётся тот кто утопится, это неизбежно.


2018-11-18 23:31

Колбасой кормить - безусловно огромный риск. Вы, наверное, просто не в курсе, что самый лютоэффективный ЯД против фараонисов или тараканов оккупировавших дом - это обычное сало... Никакая "Машенька" такого эффекта не даёт...


2018-11-15 23:21

Вагусы, конечно, не ларги, но проблема у одной из семей идентичная. Съедают куколку, предкуколку обычно не трогают, увидеть удаётся не часто. В семье, где эта проблема выкосила почти весь расплод (около двух десятков куколок, примерно 15-20), саму куколку я успел заметить лишь пару раз. Всего у меня одновременно стартовало 11 семей и мне было очень легко взять по одному кокону у самых преуспевших самок и подкинуть их проблемной самке. Из коконов вышли рабочие, но никак не повлияли на ситуацию. Таким образом стало ясно, что у вагусов проблема кроется не в уходе, это точно. Почему то мне кажется, что у Ваших ларгов - так же. Думаю потому, что очень уж похожи комочки шёлка, которые оставляют личинки не сумевшие сплести кокон, но то что Вы нашли возле губки. Продукт прядильных желез личинки в каждом случае обнаруживается по одному на каждую личинку, очевидно на вторую попытку запас не предусмотрен. А вот ЧТО мешает им сплести кокон - так и не ясно.


2018-11-15 20:11

Mikhail69Zzzz
А на счет Компанотосов, Вы немного лукавите, только достаточно большие семьи хоть как то охотятся(как мессоры когда их много), остальные едят только падаль.

Не соглашусь! Самая большая моя семья вагусов не насчитывает и 100 рабочих, но охотятся вполне активно. Что Вы подразумеваете под охотой? "Кучу-малу", как делают мирмики? Такого, конечно, нет - Кампонотусы охотятся, да и вообще фуражируют строго по одному.
Вообще, под описание лучше всех подходят муравьи рода Formica (s.str.).


2018-11-14 18:05

Светоч
А как личинки и яйца? Не липнут к стеклу?

Личинки то ли 2-го, то ли 3-го возраста к стеклу/пластику особо не липнут - крупноваты. Мелочи и яиц у них не было уже (начало ноября, они давно в диапаузе были уже). По логике - у Ваших тоже яиц быть уже давно не должно...


2018-11-14 17:56

Krakva
И если всё печально

Всё очень печально :( Кабанов развелось как грязи, но хуже всех двуногие свиньи... На весь свой район я знаю лишь один крупный муравейник поликтены, который не разрушается систематически. И то - лишь потому, что его охраняют всей улицей (муравейник расположен на опушке леса, буквально под окнами домов крайней на посёлке улицы). Жители этой улицы следят за оградой и ночью освещают муравейник прожектором. Относятся трепетно - у одного из односельчан есть фото с дедом на фоне этого муравейника, фото 1936 года.
Все остальные муравейники регулярно разрушаются :( Кабанами, дятлами и прочей лесной нечистью. Так всегда было и будет - звери есть звери... Хорошо ещё что медведей нет. Но иногда можно видеть, что орудовали лопатой. По характеру повреждений наносимых гнезду браконьер медведю не уступает - гнездо разрушается полностью, даже подземная часть бывает скопана, остаётся просто яма :( Штрафы - копеечные, поймать - практически невозможно :( Ситуация патовая...


2018-11-14 17:06

Alhana
Есть ли смысл настаивать на их переселении в новую пробирку

Пока вода есть, поводов для беспокойства - нет :) Цвет воды - нормальный, чёрная ватка тоже норма.


2018-11-13 21:23

VladSilver
Подскажите, есть вообще шансы, что не сплетшая кокон личинка сформируется в имаго?

Нет, к сожалению( Как максимум - Вы увидите голую куколку, которая совсем недолго пролежит(


2018-11-13 21:19

Светоч
можно ли вытряхнуть семейство вагусов с расплодом в другую пробирку?

Можно, если осторожно и аккуратно. Я только так их и переселяю - вытряхиваю из старого инкубатора на маленькую аренку, к которой подключен новый инкубатор. Ждать, пока эти фанатично преданные родному инкубатору муравьи переедут сами - можно долго. А нужно было переселять и отправлять на зимовку порядка 10-ти семей, так что - мне было не до сантиментов. Никто не пострадал.


2018-11-11 16:08

Думаю - надо оставить им трубку из туалетной бумаги или из мягкой салфетки и дать недельку полного покоя в темноте.


2018-11-10 20:48

Allnorm
есть один фактор, который оставался постоянным - это стекло самого инкубатора. возможно, личинке неудобно на гладкой поверхности, даже если сверху лежит то, что нужно?

Да, действительно. В моём случае это был пластик (шприц)… Ларгицепс тоже древесник? Я не знаю биологии зарубежных видов( Если да, то возможное решение - это добавление деревянного модуля, ну или, действительно, листик свернуть в инкубатор (древесный или бумажный).


2018-11-10 20:43

VladSilver
Если ничего не выйдет, попробую подсадку.

В ту самую семью, которая наиболее пострадала от этой проблемы, я тоже подбросил с пяток коконов - надеялся, что группой рабочие решат эту проблему, но они не смогли :( Только быстрее стали исчезать голые куколки :(

VladSilver
Спасибо большое за участие.

Не за что. Как Вы понимаете - проблема общая для нас (любителей Кампонотусов) и она требует решения, но для этого необходимо понять причину. Как бы ни пошло у Вас дальше с этой семьёй - не оставляйте нас в неведении, пожалуйста, отпишитесь.


2018-11-10 20:10

Проблема, насколько я понял - общая для Кампонотусов. Этим летом она имело место у моих вагусов, притом, что поставило меня в тупик - это причины этой проблемы. Всего у меня около десятка семей, которые находятся и находились в совершенно одинаковых условиях, но... В одних семьях этой проблемы не было вообще, в других она сгубила по одной-две личинки, а ещё в одной семье, несмотря на нормальное обычное количество окукливающихся личинок, нормально окуклились (в коконе) всего 3, если мне не изменяет память, то есть погибло с полтора десятка личинок, которые окуклились без кокона, оставив со стороны головы вот такие комочки шёлка как на Вашем фото... Я пробовал давать самый разный материал для обкладывания личинок: опилки очень разной грануляции (от совсем мелких, примерно 0,5-1мм, до более крупных, около 2,5-4мм), также давал очень мелкую щепу, песок. Волокна ваты муравьи использовали для этого надрав их самостоятельно. Но всё безуспешно - результат не менялся. В итоге я остался со спутанными мыслями о том, что условия по влажности или температуре, или и то и другое вместе - не являлись благоприятными... В результате - кто то справлялся, превозмогая, а кто то - нет (такая теория. К сожалению, других идей нет...).


2018-11-10 19:38

VladSilver
Что-то похожее есть возле губки.

Да, это неудавшийся кокон. Голую куколку быстро съели :( Это может стать проблемой, если приобретёт стабильность... Но раньше времени переживать не стоит - не у всех личинок могут возникнуть проблемы с плетением кокона.


2018-11-10 17:11

VladSilver
Окукливания не произошло. Съедена.

В инкубаторе есть посторонний предмет похожий на комочек бежевого шёлка? Посмотрите очень внимательно, пожалуйста - он может быть втрамбован к ватке, спрятан и, менее вероятно - выброшен.


2018-11-10 00:36

apozit
На сложных углеводах

Они осолаживают зёрнышки проращивая их.


2018-11-05 19:11

Действительно. Картирование или указание мест обитания - сильно облегчит жизнь браконьерам :(


2018-11-04 17:59

Очень рад был помочь :) Ещё больше ещё более ценной и полной информации в книге А.А. Захарова "Муравьи лесных сообществ, их жизнь и роль в лесу".


2018-11-04 14:43

Добрый день!
Если заинтересовала подобная работа, но знаний для её осуществления недостаточно, или Вы сомневаетесь: достаточно или нет, то рекомендую ознакомиться:

http://downloads.igce.ru/journals/PEMME/PEMME_2015/PEMME_2015_1/PEMME_1_...

В противном случае - значительная часть работы может быть проделана напрасно (полученные данные могут быть ошибочны).


2018-11-01 15:50

Snatcher
мотыльков уважают

Мотыльки, очищенные от чешуек - вызывают ажиотаж, подтверждаю :)


2018-11-01 15:47

Уважаемый Allnorm , мне предельно не нравятся тон и дух Ваших сообщений. Попробую конкретизировать:
1. Тут не сообщество профессиональных учёных.
2. Умерьте Ваш пыл и агрессивность стиля: не стоит марать чужие блоги скабрезными выражениями в духе "пук в лужу эксперда" и т.д.
3. Умерьте Ваши амбиции: этот Ваш околонаучный бред в духе

Allnorm
чувствительные органы, к которым относят чувствительные отростки клеток и их скопления, вплоть до образования обособленных или специализированных органов, у всех организмов работают ОДИНАКОВО

или о праздношатающихся по лесу формиках и многое другое - не впечатляют.


2018-11-01 15:32

Akshal-Владимир
, вот одно из них

Также есть интересное описание поведения насекомых перед сильной грозой в книге, если мне не изменяет память, с названием "Там, откуда ушли реки".


2018-10-31 15:52

Alhana
А вот информация по белку стала сюрпризом.

Если жир в белке сильно отличается от жира в желтке - это уже сюрприз для меня, я не специалист, мне всё одно - это куриное яйцо :) Проще опираться на принцип свой-чужой и давать таракана (с его жировым телом, соответственно), и не беспокоится, чем стать специалистом в области биохимии и создавать растворы пригодные и полезные для муравьёв :)

Alhana
А вы давали муравьям протеин? Каким, в каких соотношениях и с каким результатом?

Я капал капельку раствора аминокислот в каплю сиропа, но это баловство было: капля от одной четвёртой части стакана, который, в свою очередь, был одной шестой частью моей суточной нормы, исходя из формулы 2 грамма на килограмм собственного веса. Пили часто, но я кормил их насекомыми постоянно, поэтому не придавал значения.


2018-10-31 15:11

likeman
Выходишь однажды утром из дома и в саду... ни одной вишенки и ни одной черешенки.

Михаил, но Вы, ведь, не в то самое памятное утро решили начать использовать системно какие то инсектициды, благодаря которым теперь живёте спокойно с хорошим урожаем?
Я это к чему: обычно люди ведущие химическую войну с насекомыми-вредителями, выйдя в очередное утро в сад обнаруживают, что проиграли её. Я много читал об этом ещё в детстве, но не так давно (несколько лет тому), увидел воочию: соседи регулярно, с соблюдением сроков, со знанием дела опрыскивали ядом деревья в саду. В одно утро они обнаружили свои яблони атакованными некими гусеницами, заплетающими всё (листья, ветви) щёлком/паутиной. Одна яблоня у них погибла, ещё одна и одна груша - были сильно повреждены: некоторые ветви вовсе отсохли и дерево приобрело неправильную форму. Муравьёв у них в саду почти нет. У меня почти одновременно эти гусеницы появились только на листьях кустов смородины, ни одно дерево вообще не было заражено, но и со смородины гусениц скинули лазиусы, которые пасут там тлю в скрученных листьях-домиках. Если и было что то, кроме гнезда, что они готовы были защищать, так это эти вот листья-домики с тлёй - всех гусениц просто сбросили на землю. Как оказалось, контакт с муравьями и пребывание на земле, действительно, очень гибельны для гусениц. Больше я их не видел. Химией не пользуюсь вообще. Вывод: на деревьях кладки были истреблены паразитами, которых у себя истребили/отпугнули соседи. Муравьёв у них в саду я нашёл только с краю, два лазиуса пасли тлю на ромашке и всё, даже мирмики под предметами, казалось бы удобными для неё - нет.


2018-10-31 13:40

Alhana
Пару дней понаблюдаю, если все ок - буду делать регулярно.

В курином яйце, особенно в желтке, но и в белке тоже - содержится слишком много жиров, вредных для муравьёв. Я бы посоветовал использовать аминокислоты или протеины из области спортивного питания. Учитывая потребное муравьям количество - это не будет дорого.


2018-10-31 13:32

Akshal-Владимир
Как они это предчувствуют ума не приложу.

Насекомые обладают феноменальными способностями в этой области. Ещё у Мариковского читал как тщательно все они прячутся перед грядущим ненастьем.

Akshal-Владимир
Хотелось бы мне заглянуть в их подземные камеры, может что то и заметил бы...

Метеорологическое оборудование? (шутка). Хотя, некий биоаналог определённо присутствует в их организмах.
Кстати, у меня тоже нигеры иногда активируются зимой в кочегарке (это помещение без подвала или подпола), копают норку. Наверное, чтобы весной не было аврала в строительстве :)
Вообще, обратившись к палеоэнтомологии, становится ясно: навыки зимовки у всех без исключения российских муравьёв - приобретённые. И остаётся только изумляться тому, как по разному они приспособились к этому катаклизму (русская зима). Те же вагусы уверены в её наступлении не меньше чем в ежедневном восходе солнца. Представители других видов иных родов муравьёв, нередко бывают не против зимней активности, раз уж такая возможность предоставлена им (тепло).


2018-10-31 12:55

Allnorm
это прямо специалисты какие-то, тонуть даже в самой маленькой капле

В микро и макро мирах действуют одни и те же законы физики, но проявляются они по разному: капля жидкости представляет из себя немалую опасность для крохотного муравьишки - она буквально затягивает его внутрь при контакте, чуть зазевался, попивая сироп, и уже внутри. Так проявляет себя закон поверхностного натяжения.


2018-10-29 19:11

Roker
белая, как вата фигня.

Постоянно появляется на новом (свежем) кокосовом субстрате. Со временем пропадает сама и больше не появляется.


2018-10-29 19:02

Roker
Не будет ли потом проблем из-за отсутствия зимовки?

Проблемы могут быть от тёплой диапаузы, но пока нет диапаузы - нет и проблем. Я тут вижу два варианта:
1 Провоцировать диапаузу постепенным снижением температуры в конце лета-начале осени и зимовать их как путных.
2 Зимовать их когда они этого потребуют сами.
Что из этого вреднее и опаснее - очень трудно сказать.

Roker
У всех нигеры к зимовке готовятся, а у меня, как из автомата матка пуляет яйца.

Не у всех) Они постоянно так делают - не хотят зимовать, раз уж тепло и лето не кончается. Но со временем всё равно загрустят. У меня сейчас не нигеры, но тоже Лазиусы, вроде... какие то совсем крошечные - такая же картина: пакет яиц огромный, кучка личинок, горка коконов :)


2018-10-29 18:51

Alinka- Lichinka
Я знаю, просто странно, что белка поглощают очень много, а расплод практически не развивается

У меня похожим образом себя вела семья вагусов, уже будучи в диапаузе ( т.е. расплод не развивался уже совсем), ели очень много насекомых, очень охотно, практически так же как и в период развития. Не так уж и важно: зачем да почему - кушают, ну и пусть их :)