Комментарии пользователя

2022-05-12 17:39

Camponotus cf. Baldaccii и несколько фоток их прекрасной принцессы (время: 9-10 часов вечера, 14 апреля)
Активность повышается с пяти по 10 часов вечера, именно в это время весной спадает зной.


2022-05-12 17:25

Вот и aphaenogaster cf. simonelli, это, пожалуй, самый волосатый и неспешный вид региона.


2022-05-12 17:10

крупный и блестящий мессор. От его гнёзд тянутся дорожки, вытоптанные усердными рабочими.
Активен в дневное время.


2022-05-11 11:09

Kira Makova
Получается, ещё одна задача - найти коконы.

Не знаю как в Киеве, в Московской области проще всего найти коконы Formica fusca. Это полностью черные муравьи подрода сервиформика. Во-первых, они полностью черные и их не спутаешь. Во-вторых, их гнезда можно найти под всякими деревяшками, камнями, кусками рубероида и т.п. вдоль опушек и на обочинах дорог. В солнечную погоду они под эти деревяшки и т.п. выносят прогревать коконы. Бывает достаточно перевернуть деревяшку и тут сразу и муравьи и коконы... Правда я не знаю, есть ли у них сейчас коконы. В Московской области еще нет. Будут позже. Холодно. В ваших краях, возможно появились. И будьте осторожны. Сейчас не самое лучшее время.


2022-05-10 17:06

Подкидывала, скорее всего, формик. Получается, ещё одна задача - найти коконы. Наверное, покупать придётся (если решу продолжить), так как искать сервиформик и (или) муравейники в лесу пока нет возможности.


2022-05-10 15:12

Подкидывали формику или сервиформику? Кроме рабочих киньте ещё коконов, правда матка сама их не откроет. Капризный муравей вообще, не домашний)


2022-05-10 13:13

Спасибо большое за информацию. Да, это Formica, скорее Rufa (под лупой увидела, что спинка не блестящая, с волосками)
Тогда буду думать, как дальше(


2022-05-10 12:50

kongol
Интересный блог, прекрасные мураши). Надеюсь блог не закинешь, и будешь осведомлять о всех новостях этой семьи).

Очень постараюсь тут иногда появляться и что-то писать) Планы на семью большие


2022-05-10 02:02

Интересный блог, прекрасные мураши). Надеюсь блог не закинешь, и будешь осведомлять о всех новостях этой семьи).


2022-05-09 22:17

Род Formica включает 4 подрода. Один из них - подрод Serviformica, самки которого не нуждаются в подкидышах. У Вас. вероятнее всего самка подрода Formica. Даже для опытного поднять семью этого подрода с одной самки очень трудно. Нужны коконы и молодые, недавно родившиеся рабочие. Причем, подрода Serviformica. Рабочие других подродов слишком агрессивны. Те рабочие, которых вы ловите - фуражиры. Это наиболее опытные муравьи семьи. Они плохи для подсадки. Агрессивны. В идеале подсадка выполняется так: из гнезда Serviformica берутся с десяток коконов и пара рабочих. Дожидаемся появления из кокона молодого или двух, взрослых муравьев убираем, а молодого с коконами подкладываем к самке. Молодой сам распакует остальные коконы и не будет проявлять агрессии к самке. Все это сложный процесс и даже в идеале не всегда получается. Повторюсь, подрод Formica не для новичка. И сложен в последующем содержании. Уже ближе к сотне рабочих появляются сложности. Муравьям этого подрода нужны простор и много пищи. Самки откладывают много яиц и быстро изнашиваются. Через год или два её убивают рабочие. В природе в семье очень много самок и они как расходный материал. Каждую весну идет частичная замена самок за счет молодых отлетевших.
Все это повторить в небольшом домашнем формикарии не реально. Через год два семья теряет самку и вымирает. Подсадить молодую очень сложно. У меня получалось в 30% случаях. Обычно молодую самку убивали в течении первых двух дней, если не сразу.


2022-05-09 17:54

Нашла муравьёв, но не нашла пока коконы. Теперь вторая проблема: как правильно подкинуть ей муравьёв, чтобы они не подрались. Заморозка не помогла. С одним чуть не подралась (разделила обоих), второй пал смертью храбрых, третьего она съела. Что не так? Она голодная, что-ли?


2022-05-08 17:37

Курицу я так же дал и феллахам. Отрезал кусочек, засунул в кипяток на секунд 20-30, охладил и дал муравьям. Она им явно зашла, до утра съели больше половины. Съели бы все, но она стала слишком твердой.


2022-05-08 17:28

Продолжаю эксперименты с едой. На этот раз решил дать им курицу. Отрезал кусочек, засунул в кипяток на секунд 20-30, охладил и дал муравьям. Она им явно зашла, все что они могли - они съели. На утро она стала уже очень твердая, но они что-то ещё пробуют грызть.


2022-05-07 10:29

Сейчас у вагусов несколько десятков коконов, много личинок разного размера и большой пакет яиц. Яйца, коконы и бОльшая часть личинок находятся в гипсовом модуле. В деревянном муравьи хранят только крупных личинок.

Сироп пьют не очень активно, а вот от тараканов за пару часов остаётся выгрызенный хитин. Тараканов как всегда даю замороженных, но иногда кидаю мелких живых. Впечатление, что после зимовки вагусы совсем разучились охотиться: поначалу при виде бобовой зерновки или мелкого тараканчика начинали бестолково суетиться, в то время как мессоры ловили такую же добычу буквально на лету.

Кол-во трупов оценить не получилось, т.к. их выносили в расчлененном виде вперемешку с надёрганной из вентиляции ватой. Но смертность явно не была большой, как в некоторые предыдущие зимовки. Похоже, температура +1 гораздо лучше подходит для зимовки, чем +5-6.

Думаю, в идеале зимовать вагусов надо полгода при +1. Формикарий перед зимовкой хорошо увлажнить, обернуть пленкой (не герметично) или положить в пакет. Во время зимовки можно пару раз заглянуть на предмет проверки от пересыхания, но можно этого не делать. Я никогда не пользовалась гигрометром, влажность определяю по цвету гипса или по весу. В последнюю зимовку вагусов даже не доставала формикарий из пакета, просто чуть приподнимала, оценивая, насколько он тяжелый.

На праздники уезжаю на дачу, после чего планирую начать приучение вагусов к мусорке. В прошлый раз у меня это не получилось, но положительный пример мессоров, с января не пачкавших свои арены по углам, вдохновляет продолжить эксперимент.


2022-05-06 09:30

камп
Если исходить из чистой необходимости, то можно элементарно обойтись и без него. Я же хотел поставить некий эксперемент, который бы позволил выяснить слудующие: возможно ли наблюдать за работой древоточцев в 'домашних' условиях?

Было бы интересно посмотреть, что из этого выйдет. Я бы тогда предоставил мурахам комбинированный формикарий - с гипсовой и деревянной частью, чтобы у них был выбор условий.

камп
Рабочии и солдаты любили посиживать в деревяшке на "потолке", таскали туда еду, рыли подкопы- по большому счёту были заняты, а это очень хорошо, учитывая что их рутина до этого была намного скучнее

Согласен, что лучше на арене создавать какие-то "развлечения" для муравьев. И они заняты делом, и нам приятно понаблюдать за этим)


2022-05-04 08:53

Такое поведение замечал у многих видов. И у формицин и у мирмицин. "Страдали" обычно более крупные личинки. Но вот для чего этот "массаж" я не знаю. Может быть и действительно, чтобы окуклилась быстрее.


2022-05-03 22:11

Странное поведение у колобков. Несколько рабочих обступили крупную личинку и грызли её. Читал предположение, что таким образом рабочие не дают личинке расти далее, и заставляют её окуклиться.


2022-05-03 11:54

Неделю назад (26.04.2022) появился четвертый (с момента приезда ко мне - первый) рабочий. Еще 24 и 25 числа я наблюдал, как муравей будучи в коконе очень сильно потемнел, я даже подумал, неужели во время поездки ко мне кокон повредился и что-то пошло не так (круентатусы приехали уже с этим коконом), так как у других муравьев, которых я держал, молодые рабочие намного светлее. Но как оказалось - у круентатусов так принято. Вечером 26 числа обнаружил, что под маткой сидит молодой муравей, он совсем чуть-чуть светлее, чем старшие. В тот же день дал вторую личинку жука-знахаря, ее за ночь полностью разорвали, оставив у входа огрызки хитина. А молодой рабочий к вечеру 27 апреля уже приобрел окрас взрослого муравья.

Молодой рабочий



Сочленение головы и груди у матки

Кормление личинки. К сожалению, не получилось занять положение для четкого фото, быстро прервали питание.

Просвечивающее брюшко

28 апреля 2022 года матка отложила одно единственное яйцо! В стенах моего дома до этого яиц у них не наблюдал. Несколько удивился, что отложила только одно, а не пакет. Уже две крупные личинки к этому моменту свили коконы. А к вечеру 29 апреля я заметил небольшой пакет яиц, всего насчитал пять штук. Решил подкормить муравьев тараканчиком. Снова яростнее всего отреагировала матка. На моих глазах она подошла к таракану, хищным взглядом, с разинутыми жвалами, глядела на длинный торчащий ус добычи, потом резкий рывок вперед - и ус перекушен! У матки весьма мощные челюсти, видимо, именно она впоследствии (ночью) разорвала и этого таракана, рабочие только крутились вокруг, хватая ноги добычи.

Первые (в стенах моего дома) яйца


К вечеру 30 апреля 2022 года пустые разорванные останки таракана уже выбросили к ватке, в гнезде еще обгладывали кусочки хитина, их выбросили к 1 мая. Круентатусы очень много и быстро едят, за полторы недели они полностью съели двух тараканов и две личинки жука-знахаря, при этом семья еще очень мала.

Семейство

У матки заметно раздулось брюшко

Количество яиц увеличилось к 3 мая - заприметил увеличенный пакет, посчитать оказалось не так просто, потому что круентатусы тут же стали их разделять и прятать, но яиц примерно до 10 штук. Коконов к этому моменту 5 штук. И на подходе несколько крупных личинок, и средние личинки становятся всё прожорливее и стремительно увеличиваются в размерах. Начинаю сооружение арены, так как кормить и убирать в инкубаторе скоро будет весьма проблематично.





В заключение поста скидываю фото линьки туркмена :)
И фото самца, поедающего яблоко.




2022-05-02 09:25

У нас гнезда, что в лесу, еще не проснулись. А на опушке уже вылезли формики и каптоформики. Греются на солнце. В кочках ползают желтые лазиусы и нигеры.


2022-05-01 22:30

Вот я подозреваю, что гнезда погибли, так как уж слишком низкая активность, два одиноких фуражира. А жаль, это были последние гнезда рыжих лесных близ моего дома.


2022-05-01 20:07

Обычно Формики активны еще снег кругом лежит, только купол оттаял. Фулигинозусы и у нас бродят


2022-05-01 19:59

Тоже буквально сегодня навещал старые гнезда формики. Встретил только двух муравьев, ещё спят.
А вот недалеко от них наткнулся на муравейник фулигиносусов, они уже вовсю активничают.


2022-04-30 23:07

И ещё немного удалось пофоткать матку.


2022-04-30 23:05

Немного фото кормлений.
P.S. таракан на арену попал живой)


2022-04-30 09:35

29 апреля 2022 года навестил летнее гнездо поликтены, о котором я писал здесь в мае 2018 года. День был холодный, ночью заморозок до -3. Гнездо пока не живое, не замечено ни одного муравья.


2022-04-29 14:15

Cry
только, по-моему, лучше вести этот эксперимент в одном блоге, а не создавать каждый раз новый после каждого события. Удобнее читать в единой теме.

Согласен.


2022-04-29 14:09

На сегодняшний день, яиц несчетное количество, личинок 104, новых имаго 5.


2022-04-29 13:27

kongol
все это они и едят)

Это я понимаю)


2022-04-29 12:10

Ko
мед, орехи, другие насекомые, ну и фрукты

все это они и едят)


2022-04-29 11:46

Рабочии и солдаты любили посиживать в деревяшке на "потолке", таскали туда еду, рыли подкопы- по большому счёту были заняты, а это очень хорошо, учитывая что их рутина до этого была намного скучнее.


2022-04-29 11:22

Cry
а нужен ли феллахам вообще деревянный формик?

Если исходить из чистой необходимости, то можно элементарно обойтись и без него. Я же хотел поставить некий эксперемент, который бы позволил выяснить слудующие: возможно ли наблюдать за работой древоточцев в 'домашних' условиях? В природе crematogaster cf. jehovae, lasius cf. turcicus, Rossomomyrmex anatolicus и Camponotus baldaccii - все эти виды постоянно ползают по хвойным, которые похожи на сосны, я даже видел пару раз, как нодусы с ними гуляли по стволу. Следовательно, такое рахнообразие материалов не должно повредить и феллахам, скорее наоборот это может преобразить общий вид конструкции и у самих жильцов появится выбор...
P.S. Кто знает, что у феллаха в голове?


2022-04-29 11:11

kongol
орешки это как раз и есть для разнообразия

Полагаю что для разнообразия можно мед, орехи, другие насекомые, ну и фрукты.


2022-04-29 09:43

prografix
Лучше разнообразный корм

орешки это как раз и есть для разнообразия


2022-04-29 08:31

prografix
Лучше разнообразный корм, чем кормить одним и тем же.

Не плюсую, а УМНОЖАЮ!


2022-04-28 16:34

Жаль, что пришлось расстаться с ними. Очень красивые животины.
Насчет сосны. Видел деревянные формикарии из сосны, поэтому эта древесина должна подходить муравьям, тем более что многие местные (сужу по Северо-Западу) виды спокойно селятся в сосняках. Другое дело, что феллахи южане. И у меня возник вопрос - а нужен ли феллахам вообще деревянный формик? Они же в природе селятся в земле.


2022-04-28 15:18

Мне пришлось расстаться со всеми колониями, но блог может получить продолжение с другими видами, хотя, наверное, это будет не скоро.
P.S. Зато я постараюсь сделать новый интересный блог про этих красавиц.