Комментарии пользователя

2009-01-17 23:28

Креветки сушеные. Хранятся в сухом месте, не портятся. Кидаю горсть таких сухариков, и муравьи их растаскивают. Увы, каких креветок продают в хоомагазинах, не знаю, специально не смотрел. В сушенных весь смысл в том, что их можно легко хранить и муравьям они нравятся.


2009-01-17 22:29

Не факт. Я его замечал в разных деревьях. В березах, кстати, тоже. Но его много и в дубовых лесах, где берез нет вообще.


2009-01-17 21:30

Это очень хорошая тема для исследований. И тут я полностью согласен со всеми вашими утверждениями. Про полигинию, как я уже говорил, писал Владислав Красильников. Когда я первый раз столкнулся с фулигинозусом, увидел их семьи, а затем и их маток, то первый вывод, который я сделал - это плигиния, т.к. на лицо очень многочисленная колония с очень компактными матками. Потом в литературе прочитал, что матка одна. Затем недавно наткнулся на lasius.narod.ru на описания фулигинозуза, где было указано, что в крупных семьях у них полигиния. Как говорится: хочешь что-то сделать, делай это сам. Надо проверять, надо исследовать... время надо (. Еще надо участь, что в крупных семьях у муравьев идет деление на внутрисемейные структуры, назваемые колоннами (муравейника внутри муравейника). Например у поликтен такое есть, у руф, у фулигинозуса тоже. Каждая колонна имеет свое собственное пространство внутри муравейника и своих собственных маток (у поликтен). Возможно, что фулигинозусы тоже так организовываются, поэтому возможна полигиния.


2009-01-17 21:19

Началось всё с того, что в очередной беседе с Azazel на тему "Кто чем кормит свою шестилапую скотинку", задели сверчков, и Azazel посоветовал мне брать для сверчков креветок, чтобы сверчик не ели друг друга при недостатке белка. Ест-но в ближайшие выходные я заехал на местный зверо-рынок и купил там кулечек этих самых креветок.

Не помню, насколько хорошо сверчки их ели, не помню, говорил ли мне Azazel давать креветок муравьям или нет, но помню одно - решил кинуть одну феидоле ради эксперимента. Кинул, забыл. Утром открыл арену и увидел следующую картину:


Феидоле выели креветку


Как видите, панцирь пустой, что не могло меня не радовать, т.к. креветка - это очень неплохой источник белка, а кормовые насекомые у меня уже сошли на нет. Решил попробовать на других - бросил мессорам. Дружно утащили креветку в камеры. Кинул кампонотусам. Результат двоякий. Держали у расплода два дня. Даже закопали ее в расплод, но потом вынесли. Насколько сильно они ее погрызли, оценить не могу. немного покрошил лазиусам. Тоже утащили всё до кусочка.

Теперь я регулярно кормлю всех креветками. Мессоры не оставляют даже остатков (или может так хорошо их прячут, что я не замечаю).
В итоге хочу дать совет тем, у кого проблемы с разведением или покупкой живого корма: берите креветок, у меня онис ебя оправдали.


2009-01-17 20:21

со сверчка перешел на мучняка, потом на зофобуса - чем был вызван переход. Точнее для меня даже важнее узнать, правильно ли я понял, что зофобус для колонии лучше, чем мучняк и еще лучше, чем сверчок. Если я правильно понял, то чем лучше? Полезнее и питательнее?

Сразу скажу, что лучше сверчок. Он намного питательнее. Мучняк по питательности один из последних (по статистике). У меня переход был связан сос ледующими причинами:
1. Сверчок - лучший корм, цикл развития - 2 месяца. И это до взрослого, а так за недели 3-4 можно уже мелочью кормить.
2. Перешел на мучняка, т.к. ему не нужен свет и он не каннибал + ест всё, что дашь, а если еще и на белок посадить, то вообще в рост пойдет.
3. Перешел с мучняка на зофобоса, т.к. для моих мессоров мучняка не хватало по общей массе. А так забил червя 2-3 и нормально. Но зофобас больший каннибал, чем мучняк. Зофобоса в одном боксе разводить не получается. Они жрут и яйца, и куколки жуков. Мучняк не хавает своих. По питательности зофобас лучше мучняка.
4. Теперь снова на тараканов. Почему? Нет этих проблем с отсаживанием куколок, потом с отсаживание жуков, потом с отсаживанием яиц и т.п. Взял аквариум, накидал коряжек, картонок и т.п. Увлажнил, накрыл, поставил греть, а они там уже эволюционируют. + таракан таракану рознь. Есть с запахом, есть без запаха. Есть яркие, красивые, есть не очень, есть вообще никакие. Плюс у тараканов всегда есть особи для любых колоний: есть как мелоч, так и взрослые (в принципе у сверчка тоже самое).


2009-01-17 20:10

Как делаю я: беру лист пенопласта 15-20 мм толщиной, остальные размеры согласно размерам пробирок. Вырезаю в нем пазы. В пазы помещаются пробирки. Ничего никуда не скатывается.


2009-01-17 09:58

Вот это именно он! Значит не expterra, а aquaEL. С фирмой ошибся.


2009-01-17 01:53

Мощность там зависит от длины шнура... или наоборот. Т.е. например я беру не мощность, а метры. Много конструкций - много шнура, мало конструкций - мало шнура. Но суть не в этом. Смысл в том, сколько см от шнура на что выделить. Например для обогрева маленького форма с мессорами (12х6), как я уже писал выше, использовал 15-20 см шнура, расположил S-образно под плитой. Вот этот кусочек и греет. Если нужен более интенсивные обогрев, то на той же площади надо увеличить плотность шнура, т.е. больше витков накрутить. То же к пробиркам (но там обчно одной полосы более чем достаточно), то же к вертикальным формам. На вертикальных просто крепите шнур с противоположной от смотрового стекла стороны (но не по всей площади, а допустим на 50%, чтобы была неравномерность температур). Я еще за шнуром ставлю лист пенопласта, чтобы теплопотери были меньше и всё шло в сторону форма.

Если будет что-то непонятно, пишите.


2009-01-17 01:43

Даю мессорам мандарины. Выпивают, раздирают, уносят в камеры. В общем, идет на ура.


2009-01-17 01:41
О

О дендролазиусах:
Ну кто они и с чем их едят, вы знаете. Кто не знает читаем в систематике Lasius fuliginosus.

AlKo: но я их чет не беру, слишком уж многочисленый вид

На сайте Владислава Красильникова нашел по ним информацию. Он пишет, что в больших семьях у них полигиния. Так что семья с одной маткой не будет настолько большой, как природные аналоги. Вообще летят ни два раза в год: в июне и в сентябре. Всё это дело происходит в одни день. Пропустите и всё. Я вот в позопрошлом году пропустил. Матки фулигинозуса - паразиты, т.е. внедряются в небольшую колонию других лазиусов, убивают местную матку и занимают ее место. Пробовал подсадить отлетевшую матку к рабочим из ее же колонии. Вражды не было, но муравейник они так и не создали. Матка носилась по всей арене. Видно необходимость основать семью на основе чужой колонии, а не вернуться в свою, является превалирующей. Так что сразу либо донорские коконы ищите, либо держите на готове небольшую семью нигера или флавуса. Я держу специально для этого... только они что-то в рост пошли не по плану. Обидно, что пока в Одессе еще не видел ни одного дендролазиуса, хотя за Одессой условия для них есть. Летят вечером... ближе к вечеру. Кто увидит, никогда не забудет. Матки ползут на самую верхушку дерева. Их столько, что создается впечатление, будто ствол дерева сделан из стекла!


2009-01-17 01:27

BO: В Москве всякие фобии лечат пауками , мураши тоже лечебные судя по постам :)

Что-то типа аквариума, только немного другого рода. В аквариуме какое-то свое умиротворение, смотришь, успокаиваешься. В форме своя жизнь: что-то собирают, что-то выбрасывают, что-то решают. Тоже отвлекает от проблем жизни реальной.

zil: тараканов - не.... вообще не переношу этих тварей. воротит) лучше сверчков покупать

У меня противоположное ) Я раньше как-то поднимал тараканов, как кормовую культуру, потом решил, что сверчок лучше, потом со сверчка перешел на мучняка, потом на зофобоса и вот теперь снова нацелен на таракана. Весь вопрост только в том, какого таракана лучше? Мраморника исключаю. Блаберуса тоже. Вот шелфорделлу скорее всего. Милейшие создания. По стеклам не бегают, яркие, красивые, развиваются вроде ноплохо (но если температура под 30 и выше). Когда-то даже крымских таров хотели разводить. Их весной в крымских лесах просто тьма. Ступаешь по листве, а оттуда в разные стороны тараканье бежит. Но дома эти товарищи не прижились.


2009-01-17 01:17

Раньше подогревал термошнуром. Потом решили проблемы с отоплением, перенес полку с муравьями под батарею. Там температура варьировалась от 25 до 30 градусов (в зависимости от того, на какое расстояние оттодвинуть). Хоть и 25 считается примерным оптимумом по температуре, муравьи отреагировали на 28-29 более положительно, чем на прежние 22-25. Кампонотус сразу всё вынес на арену поближе к источнику тепла, красногрудый жнец тоже держалса на минимальном расстоянии к источнику, с пробирками как-то не особо ясно, а вот феидоле наоборот, ушли в противоположную сторону. Теперь с отоплением проблемы и греб просто электрообогревателем. В среднем получается 20-22 градуса ((. Обидно. При 28 кампонотусы так расли красиво... а мессоры... Теперь какой-то не тот рост.

А вообще в идеале купите термошнур. У меня exoterra на 15 или 25 ватт (уже не помню... коробку куда-то в закрома родины отослал). В зависимости от мощности у них варьируется длина. Мой метров 5. Есть на 7-8. Такой можно протянуть под всеми пробирками и формами, и оставить работать 24 часа в сутки. В пробирках лучше обогревать не всё полностью, а определенную часть, чтобы муравьи могли выбирать: если уходят, значит сильно жарко, если сидят прямо над шнуром, значит недостаточно. немного понаблюдав, можно вычислить и степень обогревания и оптимальное расстояние от шнура до пробирки (не всегда непосредственный контакт обогревателя и форма есть хорошо). Например у одних кампонотусов непосредственно обогревалась только передняя часть пробирки - чувствовали себя прекрасно. А вот пунктулатуса (Camponotus punctulatus) держал на расстоянии 10 мм, т.к. вплотную к шнуру было слишком тепло + конденсат (но зато и вода без примесей). Мессорам в форме примерно 6х12 сделал обогрев из части шнура в 15-20 см. Обогревалось всё отлично, температуры хватало. Увы, какова она была точно внури муравейника, сказать не могу. Уже сформировалась нехорошая привычка определять всё "на глаз". Постепенно отучаюсь.

У 4alex'a еще очень неплохой способ обогревания: в шкафу с пробирками и формами находится инфракрасная лампа, которая поддерживает должную температуру внутри всей конструкции. Но это хорошо, когда у вас есть такой шкаф. Раньше (когда был шкаф, отведенный специально под живность), тоже грел всех 60 Вт-ной лампочкой зимой и 25 Вт-ной весной. Летом не грел. Но потом переехал, и больше у меня нет шкафа, который бы я мог калечить для своих экспериментаторских нужд, вложился в термошнур.


2009-01-17 00:57

Да, формикарий что надо. Мне очень понравился.
Есть вопрос по технической части: чем лучше работать с оргстеклом (делать отверстия, выпиливать отдельные листы и полоски)? Ужа как-то давно пирметил оргстекло как материал для нуклеусов с молодыми семьями, но вот в связи с загруженностью последних дней никак не разовью эту тему.

И какому виду муравьев посчастличиться тут жить?


2009-01-16 21:30

Как я находил маток лесных муравьев:
С шибко глухих лесах я нормальных крупных муравьев не встречал. Т.е. лес разреженный, обычно ближе к опушке. Кустарников немного, есть протоптанные и проезженные дорожки, есть полянки. На всём этом матки просматриваются лучше, чем в кустах. Перейдем к видам.
Эмаргинатуса - легко. Если они летят, то их потом куча под ногами бегает.
Фуска - тяжелее. ТОже находил крылатых, которые потом летели с рук в неизвестном направлении. Надо просто в примерный период их лета приходит в места их обитания и просто терпеливо копаться в траве и листве. У сервиформик лет не массовый, а растянутый. Вылетает по пару штук на протяжении какого-то времени, потом где-то находят самцов (может даже и на след. день), потом опускаются неизветсно где. Т.е. никакой массовости и конкретики, просто надо полагаться на удачу.
Руфа. Находил их маток просто на протоптанных дорогах.
Дендролазиус. Если летят, то это массово, как и у эмаргинатуса. Матку потом найти легко и в листве, и в траве, и просто на земле.
И самое интересное - кампонотус) Ни разу не попадал на лёт! Находил матку одессикуса просто по счастливой случайности, да и то они не лесные. Просто рядом с пляжем нашел. Лигниперд находил после предполагаемого лета под камными. Просто поднимаешь камешек, а там матка в 2 см сидит. Пропустить невозможно) Но тут есть особенность: там, где они у меня встречаются, лес стоит на каменистом массиве и часть опушки полностью покрыта мелкими, средними и крупными валунами. Камня много. Под каждым можно найти что-то интересное. Вот лигни под них и забираются. Не было бы камней, вряд ли бы нашел.

Вроде всё. Древесника долиходеруса буду искать в этом году.


2009-01-16 21:12

С успешным началом! Только "вчера" начали увлекаться, а "сегодня" уже семья )
На счет ватки: особоенност в пробирки с водой не в том, что муравьи имеют доступ к воде, а во влажности воздуха, которая так нужна личинкам. ДЛя этого ватка не должна быть влажной. Водяные пары всё равно проходят через нее. Единственны минус: муравьи не могут пить ту воду, что есть за ваткой. Я держу всех своих с сухой ваткой. Часто просто хватает конденсата от подогрева, чтобы они пили, но последнее время почти всех перевел на формы или пробирки с аренами, поэтому воду подаю непосредственно на арену.


2009-01-15 20:31

Приедет, вылижите фото. Тогда решим, кто это за зверь и с чем его едят. Может и не куникулярия. Может какая-то осенняя матка, а такие зимой без семьи норма. Так что отчаиваться не надо.


2009-01-15 20:10

Читал и Вербера и Никитина, и не раз их сравнивал. Честно скажу, Никитин мне дался немного тяжелее + у него в книге касательно муравьев много "багов". ДОпустим те же ксерксы - это пустынные муравьи, которые и леса никогда не видели, гнездятся в земле. Понравилась концовка Владык Мегамира. Как-то неожиданно получилось... задело. Что именно задело, говорить не буду, кто не читал, прочитает, поймет. У Вербера как-то больше интриги, меньше предсказуемости, читается практически за раз, одним заходом (особенно первая книга. В следующих о как-то больше напридумывал, там меньше правдоподобных фактов о жизни муравьев).


2009-01-15 20:00

to Dont worry be happy:
Вопрос: откуда взялась куникулярия посреди зимы без семьи? Кунику летят в середине лета и у осени у них уже есть небольшая семья из десятка-двух муравьев. Если зимой вы нащли где-то просто матку, значит либо мы чего-то не знаем, либо у нее было тяжелое прошлое и семья канула в небытие. Матка может вырастить первое поколение только раз. Потом у нее эти инстинкты обнуляются. Если это так, то может она и никого не вырастит... Как-то пессиместично у меня получилось ответить... В общем, подробности в студию.


2009-01-14 14:12

Обычно лет кампонотуса приурочен к маю (лигниперда, фаллакс, пицеус).
Латералис летит в начале мая. Местный одесский (никак не могу узнать у осведомленных, кто он) летит в мае - августе. Но это южные виды. Фаллакс кстати тоже вроде в августе летит еще раз. Но кто их знает. Может растят, как мессоры, крылатых в августе, а потом летят в мае. Латералис так и делает.

Время наблюдений:
Если хотите увидеть активность кампонотуса, смотри утром или вечером. Кампы в основном ночные муравьи. В обед я их не шибко замечал. Местный черный одесский (Camponotus odessicus :) ) днем практически не встречается: пару солдат на дорогах, патрули рабочих на тлях, но вот вечером, когда солнце почти село, образуются настоящие дороги, через которые прихоится переступать, чтобы никого не раздавить.


2009-01-13 16:31

Ничего страшного. Тем ценнее будет эта колония. + это первая колония. Всё когда-то так начинали: матка, три муравья, расплод. Тем ценее буде эта колония.


2009-01-13 15:13

Не давать больше, чем выпьют. Лучше дать меньше, но в несколько заходов, чем с запасом, но с риском того, что оно заплесневеет или закиснет (и народ потравится). Я даю небольшие порции. Если съедают всё, даю еще немного. Если остается след в виде легкой пленки и никто больше не бегает в поисках пищи, значит хватит.


2009-01-13 14:30

Какой-то процент смертности есть всегда. У одной из моих формик был практически полный (из-за чего она благополучно отошла в иной мир). У крупной колонии куникулярии после одной из диапауз была просто гора трупов (думаю, что просто возраст сказал свое слово), но на общем виде семьи это не сказалось, т.к. семья крупная, сильная.

Пробуйте кормить менее концентрированным сиропом. Примерно 1:3.


2009-01-12 20:20

У меня какой-то северный камп себя нормально чувствует при 27-28 и всем видом показывает, что хотелось бы еще теплее (перебираются в прогреваемую часть форма).


2009-01-11 16:35

Кратко, но зато смысл передан))
Я тоже согласен, что это элемент, приебретенный искусственно. У мирмик есть своя стратегия охоты на ногохвосток. Эта стратегия не является инстинктом и не передается генетически. Молодой охотник перенимает опыт от старших, т.е. у мирмицин присутствует элемент обучения в обход инстинктам. У Slavches'a кампонотусы учатся охотиться на живых дрозофил. Думаю, что этот навык тоже у них не в генах зарыт, а продиктован условиями, в которых они живут (больше белка добыть неоткуда). Вот и тут мессор обнаружил альтернативу в питании и нашел способ ее использовать. Правда я не думаю, что они будут использовать эту кучу в качестве фермы (т.е. специально разводить там моль... а было бы ооооочень здорово! Были бы не просто хлеборобы, но еще и скотоводы.). У них кучка скорее как для нас лес с грибами: "О! Грибы! Давай наберем, съедим!". Специально мы их в лесу не высеваем)
Возможно сначала кто-то один случайно нашел червя, унес его, потом видно научился идентифицировать его по запаху. Раньше допустим запах Х ассоциировался с кучей мусора (в которой непосредственно кроме этого запаха есть еще набор), после обнаружения червя запах Х в сознании муравья начинает идентифицироваться с объектом питания. Теперь если источни запаха Х (который ассоциируется с питанием) где-то под мусором, то надо его извлечь. Потом это становится системой, передается внутри группы фуражиров и закрепляется как приобретенные рефлекс.
Это мое предположение, могу ошибаться.


2009-01-11 16:19

Учтите еще и тот факт, что в природе муравьи именно подродов Lasius и Dendrolasius являются высокоразвитыми симбионтами с тлями и т.п. (щитовки, червецы). Эти насекомые служат муравьем не только бесперебойнам источником углеводов в теплое время года, но и источником различных витаминов и полезных веществ, которые допустим мирмика или соленопсис не могут так просто добыть. Поэтому тут еще играет роль доступность для молодых семей близлежащих колоний афид. Если такая колония рядом, то развитие явно пойдет быстрее.


2009-01-11 14:24

При пересылке поездом проблем в температурой не возникает, т.к. в вагоне она обычно такая, что шубу одевать не надо, а значит и муравьям для переезда подойдет. Замерзают они, когда посылка идет почтой. Был раз, когда передавал в Уфу. там дорога тоже около двух суток. Доехали (летом).


2009-01-11 00:38

Еще один пример того, что нам есть чему учиться и к чему стремиться.
А как обстоят дела с ареной в этом "городе"?


2009-01-10 18:57

Видео про лазиуса +1. Если бы это снять при высокой частоте кадров, а потом прокрутить в замедленном режиме... Я еще такого у лазиусов не видел, не думал, что они могут быть настолько быстрыми.


2009-01-10 13:48

Уже сколько раз специально наблюдал за своими. Никаких братоубийств не видел. Да, некоторые таскаю трупы, но чтобы специально убивался живой муравей - такого не было. Тут уж могу только ждат ваших результатов. У меня пока никаких вариантов (ну кроме чужого запаха).


2009-01-10 13:46

В какой-то буржуйской интересной статье по содержанию муравьев видел что-то подобное. Суть была в том, что делалась такая канавка вроде санитиметра 3-4 шириной и заливалась не смазачной смесью, а водой. Получалась водная преграда, роль которой была аналогична роли воды на островах. Единственный минус: она летом будет очень быстро высыхать. Если же канавку наполнить вазелином или литолом, то они по нему просто пройдут. Смысл же в том, что с вертикальных поверхностей они под действием силы тяжести и при отсутствии жесткой опоры (что достигается как раз применением смазок) просто соскальзывают. Тут поверхность горизонтальная, скользить некуда. Вот как мы в хороший дождь идем по болоту: запачкатсья можно по уши, но пройти - свободно. Если же использовать масла, то бось, муравьи в них могут утонуть (из воды всё же выбраться проще).


2009-01-09 20:49

Итонг по функционалу практически та же гипсовая плита.
Плюсы: легок в обработке.
Минусы: не так быстро впитывает воду, тяжело добиться идеальной прилегамости к покровному стеклу.
Использовать можно, но это на любителя.

Кстати, держал руфибарбисов в земляном форме при толщине 7 мм. Жили, развивались. Развились до колонии, которую я описал в своем блоге. Но всё же визуально было ощущение, что там им тесновато. 11 мм тоже не идеал, но лучше, чем 7.


2009-01-09 20:41

Зимовка не всегда подразумевает анабиоз. Я своих руфибарбисов держал два месяца при 13-15 (по термометру). Часть из них бегала по арене, пила, ела, если находила, что поесть (сироп). Через два месяца перенес в комнату, стали нормально развиваться и плодиться.

Обычно держу муравьев не меньше двух месяцев, т.к. кампонотусам месяца не хватает. Хватит ли полтора месяца, сказать не могу (нет практических данных). Теоретически хватало, т.к. у некоторых киперов руфибарбис начинал развиваться и без пребывания в холоде. Просто проходило полтора-два месяца застоя, и семья снова начинала свое развитие. В этом, а точнее осенью уже прошлого 2008-го и мои руфибрбисы так себя повели. Большого отличия между руфи и куникулярией в этом отношении быть не должно. Думаю, что всё будет нормально и их уже можно доставать из холодильника. К слову: часто в неволе богомолы и пауки (а вроде даже и рептилии) гибнут из-за того, что террариум обогревается только, когда животное кормиться. Потом животное волей-неволей находится при низких температурах. При таких условиях пищеварительные процессы у холоднокровных замедленны и происходит отравление от разлагающейся пищи. Поэтому я белковый корм в период диапазу муравьям на всякий случай не даю.


2009-01-09 20:28

Не думаю, что это эмаргинатус. Различить эмаргинатуса и бруннеуса со стороны трудновато, но эмаргинатуса и нигера несложно (имею в виду именно по цветовой гамме). Т.к. освещение на фото не очень, то пока выводов делать не буду (а вдруг!). Посмотрите фото в систематике. Это как раз фото HR-Ant'a. Довольно удачные и при хорошем освещении. Сравните при нормальном освещении своих муравьев. Коричневые элементы должны бросится в глаза сразу, если они есть (но мне кажется, что их нет). Если это "нигер", то тут уже идет деление на неонигера, платиторакса и еще кого-то. В свое время ученым стало скучно жить, и они поделили нигура(( Теперь, судя по их данным, на юге Украины чистого нигера вообще нет. Но суть остается та же: лазиус он везде лазиус.


2009-01-09 17:06

to 4alex: жестокое замечание про температуру.

Фуску? Нет! Всё же у нас не Израиль. Плюс фуска - лесная сервиформика. Лесные виды менее теплопривязаны. 25-28 и хватит. 36 - это думаю будет уже летально.


2009-01-09 17:03

Обычно я не советую кидать маленьким колониям живой корм, но тут получается очень интересная ситуация. Вы уже заметили, что муравей не из глупых, и чтоон может учиться. Продолжайте кормить живыми дрозофилами в том же духе, пусть новые поколения перенимают опыт)


2009-01-09 16:58

Да, вижу. Просто и эффективно ) В будущем надо будет усовершенствовать смазочный материал. Вазелин хоть и удобный, но не идеальный вариант.