Комментарии пользователя

2011-12-12 00:13

Оооо! Это же еще тот плагиолепис! Приятно видеть, что всё хорошо и семья растет.
Я уже не помню, семья одноматочная?


2011-11-27 00:29

Резать сверчка необязательно. В природе же их никто не режет ) Может они его облепили из-за высокой температуры? Мирмики одни из самых низкотемпературных видов. Пытались таким образом снизить свою температуру?

Если есть вентиляция, я фрукты не убираю. У крематогастера, например, полностью открытая арена и кусочки яблока там не закисают. Держу, пока не останется просто шкурка. Они их едят в любом виде: сухом, свежем.

Прочитал всю тему. Складывается впечатление, что есть какой-то дисбаланс в питании. В принципе были колонии, которых я вообще не баловал, но никаких авитаминозов не было.


2011-11-27 00:21

Так и не понял, с водой у вас шприц или нет. Если есть возможность, выложите фото. Хоть какое-нибудь. И откуда на арене плесень? Если там есть плесень - значит там остается органика и плохая вентиляция. Как минимум организуйте поилку из минипробирки (если такая есть). Если нет пробирки, то возьмите ПВХ-трубку, заткните с обеих сторон ватками, в центре шприцем добавьте воду. Ватку не делайте плотной. У меня так когда-то поились многие виды. По еде: не давайте застаиваться или залеживаться. Кормить, по сути, можно чем удобно. От сильного сиропа они умереть не должны, т.к. при наличии поилки всегда будет источник воды. На белке тоже могут держаться, если вы будете своевременно менять тушки дрозофил или комаров. Тут опасен застой и загнивание. В идеале конечно лучше комбинировать.

Вы молодец. Провести такую работу, не интересуясь муравьями: найти информацию, собрать нужные материалы, что-то из этого сконструировать. Это достойно похвалы.


2011-11-26 23:59

Первое: подобная проблема была когда-то у SLY с мессорами. Он поднял очень большую колонию, которая стала у него в определенный момент вырождаться. Бился он над этим долго и в какой-то момент отдал одного (или несколько, не помню...) муравья знакомому на анализ в лабораторию. Нашли грибок. Какой именно, не знаю. Об этому пусть лучше расскажет сам Слай. Он над проблемой точно работал довольно долго.

Второе: белок в муравьиных колониях. Или Захаров, или Длусский в своих книгах писали об эксперименте, где намеренно одну экспериментальную колонию кормили только углеводным, а вторую только белковым кормом. В конце эксперимента первая колония сильно сдала в размерах, вторая наоборот - продолжала расти и стала больше. Kyj прав, мирмика - это хищник.


2011-11-26 17:43

Где-то в такой же конструкции поднимал C. aethiops. Надо сказать, успешно. Тоже вырыла себе нужные по объему камеры и растила потомство.
Не очень хорошо, что матка вывела только одного рабочего. При хорошем старте их от шести.

Яйца спустя неделю после диапаузы появляются при очень хорошем раскладе, когда и семья большая, и белок они сразу активно поглощают. Тут же ты просто покорми ее. Может даже дай какую-то дрозофилу или комара. Матки лигниперд у меня их ели. Потом жди, наблюдай.


2011-11-25 00:34

to Top6a
Вот грею точно таким же шнуром TerraZone. С присосками хорошая идея. Надо взять на вооружение, а то со скотчем как-то непрофессионально получается )

to skanarkoman
Крымские кампы все диапаузные. Их, к сожалению, на такие темпы не получится вывести.

to dandrey

Сколько у них времени заняло до такого размера дорасти?

Между тем, что было в горизонтальном форме, и нынешним аквариумом - примерно три-четыре месяца. А так, если хорошо кормить, то наверное в пределах года-двух можно получить хороший результат. Может даже в пределах года. Azazel при хорошем уходе очень быстро поднимал подобных кампонотусов. У меня всякое было - и позднее переселение, и недостаточное питание, поэтому времени ушло больше.

Для макро стоит подумать о вспышке ;)

Надо ) Думаю )


2011-11-25 00:21

Понравился форм, в котором сейчас живет мессор. Здорово и удобно. Вижу стол заядлого мирмекипера: трубочки и их обрезки разных диаметров, пинцет, шприц, старые конструкции )

Рассказ в подробностях ) Понравилось. Я обычно начинаю прорезать плиту тогда, когда она перестает испускать тепло. До этого не трогаю.


2011-11-23 23:56

На дворе ноябрь, и уже давно пора поделиться новостями.

За свою мирмекиперскую жизнь у меня было много колоний самых разных видов, но дойти до стадии действителдьно стабильной, крупной, полноценной семьи смогли единицы. Это сервиформики, это жнецы и вот теперь, к моему удивлению, феллахи. Не думал, что кто-то из тропиков выйдет у меня на такой уровень стабильности. За последние два месяца семья сделала огромный количественный скачок. Сколько их, я не знаю. Теперь подсчитать очень трудно: в камерах всегда битком насекомых, на арене их не меньше. Насчитал восемь камер, заложенных коконами, и семь с расплодом. Когда новое поколение выдет из коконов, места уже гарантированно не хватит. Сейчас формикарий уже находится не пределе своих возможностей. напрашивается строительство новой, гораздо более крупной конструкции, но на это, как обычно, нет невремени. Поэтому как и в случае с сервиформикой, буду добавлять дополнительные горизонтальные плиты на арену, либо, как у мессора, добавлю боковых плит. Пока еще не решил.

За все месяцы наблюдений узнал о феллахах достаточно много, чем спешу с вами поделиться.

Условия содержания:
Так толком и не понял, какой уровень влажности нужен феллаху. По ходу дела они переностя более низкую влажность, чем остальные виды. Увлажнял. Между сухими и влажными камерами приоритета не дали ни одной.
Любят тепло. Коконы в основном в прогреваемых термошнуром камерах. Обогрев у меня - это отдельная песня ) Как видите, особо я ничего не придумывал и решил проблему "в лоб" - протянул термошнур вдоль камер с лицевой стороны. Некрасиво, но зато как развиваются! Не делайте так. Все же в конструкциях нужна эстетика.

Кормление:
Как и раньше, из кормовых культур идет мраморный таракан. Хорошо конечно идет как блаберус, так и шелфорделла, но их у меня немного, поэтому даю мраморника. Из белкового корма еще подкармливаю просто сырым мясом. Хорошо идет говядина (при дефиците живого корма можно свободно кормить). Индейка заметно хуже, но тем не менее остатков потом не вижу. Вот сегодня-завтра попробую дать вареных креветок.

Пытался научить феллаха охотится, но тщетно. Они конечно же забивают таракана, но скорее измором нежели тактикой. Решил не издеваться, и просто даю им умерщвленных таров.

Сироп едят любой. Всё время кормил раствором меда 1:1 или 1:1.5. Сейчас мед подошел к конце и пришлось кормить коричневым сахаром. Тоже идет на ура.

Поилка:
Пьют много. Пробирка уходит примерно за неделю с небольшим.

Кстати, тальковую защиту первый раз обновлял примерно две недели назад. До этого не требовалось. В итоге защита продержалась около трех месяцев.

Пару фотографий:


Общий вид формикария. Разница с августом чувствуется.

Камеры:

Перейдем к арене:

На арене всегда очень много муравьев. Все уже не влезают в форм.


Чтобы не было слишком скучно, кинул им для изучения шишку

Продолжаю осваивать технику фотографии с перевертышем:


Солдат


Рабочий


2011-11-12 23:18

Хорошее начало. Жаль, что вы не в Одессе ) Буду следить за развитием событий. Удачи в таком полезном начинании!
Особенно понравилась мысль "оставить на время своего отсутствия". Раньше было время, когда мне очень не хватало людей, которые могли бы действительно грамотно присмотреть за живностью, когда я куда-то уезжаю.


2011-11-12 21:20

to Viking
Интересно. Спасибо за ссылку и информацию. А каких муравьев вы заказали там (может в каких-то других темах уже обсуждалось, но много чего еще не прочитал) ? И с какими потерями дошли? Сам очень заинтересовался )


2011-11-11 15:13

И вот первый солдат! Вышел из кокона этой ночью.


2011-11-09 15:56

Возможно, это С.nicobarensis, который распространен в Южной Азии.

Нет, точно не эти. С.nicobarensis глянцевые и более яркие. Мои матовые и темнее.

Молодец , очень интересно! Да и фото нормальное , если только поиграть с контрастом пусть темнее зато объем появится

Спасибо ) Пытался по-разному. Из-за слабого внешнего освещения получилось много размытостей. На выходных буду пробовать при дневном свете, должно получится луше + перевертыш приходится держать руками, что тоже бьет четкость. Будет свободное время, буду думать над переходным кольцом.


2011-10-14 14:29

Я буду.


2011-09-03 20:14

Как уже сказали выше, не стоит так делать. Действительно, при появлении первых рабочих будет сделан выбор в пользу одной из маток. В природе мы находим полигинный колонии, ибо там уже крупный сформированный семьи, которые могу себе позволить выходить такое количество потомства. да и когда несколько маток сообща начинают поднимать семью вместе, то и у них (по крайней мере у ряда видов. Лазиус например.) выстаивается определенная иерархия. Выделяется какая-то одна более сильная особь. Потом в ее пользу рабочие и сделают выбор. Даже у многоматочных мирмик (где 5-7 маток. Не рубра.) мирное уживание просто видимое. Каждая матка имеет строго свои, закрепленные за ней камеры, в пределах которых и передвигается. Если она зайдет на территорию другой матки, то будет встречена негативно.

20 рабочих на 10 маток - такой расклад, как мне кажется, даже с природной точки зрения убыточен. Природа будет стремится уйти от такого варианта.


2011-09-03 20:03

Интересно, это присутствие умбратуса на ней так сказывается или какие-нибудь иные факторы, время покажет.

Есть ряд видов муравьев и пчел паразитов, матки которых не ведут агрессивное завоевание видов-хозяев. Такая матка проникает в семью хозяина и начинает вести скрытный ничем не привлекающий к себе образ жизни: сидит в уголке, не двигается, ничем себя не выделяет. Но феромон, который начинает выделять такая особь, пагубно действует на изначальную королеву. Уменьшается количество откладываемях яиц, королева начинает вести себя всё пассивнее, становится всё менее привлекательной для рабочих. Зато паразит наоборот, "расправляет" крылья: становится всё более смелым и активным. В конце концов матка паразита становится для рабочих более привлекательной, переходит в статус превалирующей королевы колонии, а изначальная матка либо умирает сама, либо уничтожается рабочими.


2011-09-03 19:43

1. Поилка есть? Если нет поилки и кормите их достаточно насыщенным сиропом, то со временем от этого они начинают умирать. РУ меня так було с кампонотусами и умбратусом.
2. Вентиляция? Например крематогастер не может нормально развиваться при плохой вентиляции и одновременно с этим высокой влажности. В своей время муравей проходил весь цикл развития до имаго, а потом имаго просто умирал через день после "рождения". Так потерял целое поколение. Перевел в деревянный форм, всё нормализовалось.

Я уже в одной теме советовал конструкцию для маленький колоний. Собственно пробирка с ареной частично ее отражает. Берете небольшой пластиковый бокс, на дно насыпаете немного гравия для аквариумов (в любом хорошем аква-магазине на любой вкус и цвет можно найти). Находите пробирку. Где-то в самом неожиданном месте всегда должна быть медтехника. Даже если там нет пробирок, там можно присмотреть какие-то альтернативы. Если нужна 1-2 пробирки, а не 50, то можно поискать на зоорынках. Там у аквариумщиков иногда можно найти пару штук. Мне стекло нравится как-то больше пластика. Потом в аптеку. Берете самую простую присыпку + спирт. На боксе делаете из присыпки и спирта тальковый барьер 10-15 мм. Ставите на дно пробирку, и пусть так живут. Вход в пробирку можно сузить при помощи любой пластиковой трубки. Разность диаметров трубки и пробирки просто забить ватой.

Так и вентиляция будет нормальной, и остатки еды не будут загнивать - в пробирке муравьи их не оставят, а с арены их можно убрать (но на открытой арене, как правило, ничего не гниет).


2011-09-03 19:26

Для сравнения фото матки трункорума:


2011-09-02 14:59

Интересная реализация расширяемого форма. А арена будет внешняя? И что за вид кампонотусов? Как понял, кто-то из местных?


2011-09-02 14:40

Слежу за темой, жду, когда кто-нибудь скажет на еще одну отличительную осбенность атт, за которая рано или поздно становится головной болью.

Я говорю о той ситуации, когда у вас есть БОЛЬШАЯ КОЛОНИЯ муравьёв листорезов (5 000 +)

Это не большая колония листорезов. Заводя муравьев (а точнее выбирая вид), надо всегда себе задавать как минимум два вопроса:

1. Почему именно этот вид, зачем мне 23я муравьиная колония, что в них такого поразительного, что я без них не могу жить?
2. В состоянии ли я в будущем держать полноценную семью этого вида?

Допустим, на первый вопрос у вас ответ есть. Листорезы себе сделали хорошую рекламу, хотя, как по мне, их кассовость преувеличена.
Так вот, у акромирмекса нормальная семья - это 100.000 муравьев. У атты 2 млн. и больше. 10.000 муравьев для дома - этого уже более чем достаточно. Ни Азазель, ни Админ почему-то не рассказывают, как их листорезы убегали, как уничтожали всю растительность в доме, как тяжело контролировать такую огромную семью (это при том, что у них не было 100.000). У админа они вообще прокладывали дорожки с пятого этажа на первый и ели местную зелень. Если нормальная семья листорезов найдет выход из формикария, наверное это будет равносильно потопу. 100.000 - это очень много. + они всегда хотят есть. Тут уже Азазель раскажет лучше меня. По его рассказам, у меня создалось впечатление, что в доме жил еще один человек, которого надо было постоянно ежедневно кормить. Т.е. достать - одна проблема, держать и контролировать - проблема совсем другая.

Т.к., судя по профилю, вы из Латвии, то может вам будет легче достать этих муравьев. Если покупать по схеме "приехал, купил, уехал", то думаю, всё будет нормально. Грибница почтой идет вроде неделю, поэтому из-за условий умирает. Дерзайте ) Если получится, напишеше, согласны со словами выше или нет.


2011-09-01 14:38

Очень интересно и толково всё описано. Удачи в нелегком деле поднятия формик! Сам когда-то очень хотел трункорума. Да и сейчас хочу его завести ) На дворе уже сентябрь. Яйца в этом году матка вряд ли уже отложит. Для ухода в диапаузу надо дать ей побольше рабочих. У меня зимовали и меньшим количеством, чем у вас на фото (если учесть, что коконы вскроются). Но последние пару попыток я старался подселить рабочих побольше.

В общем, удачи вам! И сделайте потом грамотный алебастровый формикарий. У меня многие погибли, т.к. делал им очень плохие нуклеусы (с плохим увлажнением).


2011-08-22 22:17

Формика пратенсис в хорошие года летит дважды. Возможно это она. Донорные коконы просто так не помогут. Матки их сами не вскрывают, так что либо вам придется их вскрывать самим, либо... либо обходится другими методиками. Например попробовать подселить к нескольким рабочим сервиформики. Метод ненадежен. Очень часто матку никак не принимают. Один раз у меня они умудрились убить ее через разделяющую сетку. Делал им спец. адаптер с сеточкой между маткой и ареной. В итоге удалось прижить 2-х руфибарбисов, а потом помогать коконами.


2011-08-21 12:45

В свое время думал, что когда-то в доме же может завестись кошка. Тогда решил, что спроектирую и закажу шкаф со стеклянными дверцами, где и будет жить весь народ. У админа когда-то так всё и было организовано: четырехполочный шкаф и две стеклянные дверцы. Над каждой полочкой лампа дневного света. Очень компактно, удобно, формикарии по всему дому не раскиданы.

Хотя вот феллаха я бы не закрывал. Кошке достаточно один раз туда залезть, чтобы потом мы ее всей семьей лечили (. Неглупый котенок уже никогда туда не полезет. Я сам руки туда сую быстро и только по необходимости. Т.е. еще от муравья зависит. Есть такие, что сами за себя постоять смогут (но тут я знаю только феллаха и может быть группу руфа).


2011-08-14 12:18

Я этим летом тоже поднимал умбратуса. Коконы не обязательны. Умбратус приживается к рабочим, а не к коконам. Я сначала пробовал коконы (зря. Надо сразу пробовать рабочих.). Она их складывает в кучу, сторожит, но вскрывать не может. Много рабочих погибло внутри так и не роившись ( Часть спас, отдав алиенусу, часть вскрыл сам. Вскрытые прекрасно прижились с маткой. Правда всё закончилось плачевно - матка отравилась (из-за моей дурной головы ... ). Читал, что на взаимное привыкание у матки умбратуса и рабочих чужого вида уходит 12-15 часов.

Я бы на вашем месте не заморачивался на добычу кокнов, если это в ваших условиях проблематично. Сделайте арену, кормите нормально, обязательно поставьте поилке (у меня матка умерла именно из-за недостатка влаги), снабжайте белковым кормом и всё будет замечательно!

Сейчас маленьки колонии я уже не держу в изолированных пробирках. Беру пластиковый бокс. Насыпаю мелкого гравия для аквариумов, края смазываю тальком, на гравий кладу открытую пробирку (или же в качестве входа ставлю трубочку небольшого диаметра). Так получается очень удобная открытая система, за которой удобно наблюдать и ухаживать, а, главное, муравьи могут всегда убрать из пробирки гниющую пищу. Можете тоже так попробовать, когда матка будут менее активная.


2011-08-14 11:59

Возможно как раз муравей-вор. Они сейчас в этой местности летят. Вчера видел летающих самцов, маток на земле. Когда у соленопсиса лет, то рабочие, расширяя выходы из гнезда, появляются на поверхности. Кстати, там же сейчас летит предположительно лазиус умбратус. Видел вчера самцов. Самок не встречал.


2011-08-10 00:55

На любом строительном рынке продаются гибкие прозрачные трубки самых разных диаметров. Если в зоомагазинах нет, то можно идти туда. Я брал и по два см для ос в давние времена. Фиолетовый отлив до сих пор никого из моих не убил.


2011-08-10 00:49

Снова вечные вопросы систематики. Не эмаргинатус это и не бруннеус. Кто-то из "черных".

to Janis:
Эмаргинатус явно коричневого цвета. Его тяжело спутать с нигером и ему подобными. Когда увидите их в живую, сразу научитесь четко различать.

to Skeletishe:
За качественные фото спасибо. Люблю наглядные блоги. Начало очень хорошее.


2011-08-10 00:41

Лазиус обычно летит дважды в году: июнь и сентябрь. Ждите начала осени и всё получится.
К слову осенью летят еще некоторые виды мирмик и соленопсис фугакс. Но осенних фугаксов не рекомендую, т.к. они проблемные. Есть нюансы. Сам еще толком не разобрался, но по ходу дела для яйцекладки им нужна небольшая зимовка.


2011-08-09 15:04

S.T.E.L.S ,а чем вы нарезаете итонг?

Как уже сказал Жорик, итонг легко пилится ножовкой по дереву. Разные мелкие правки и надрезы можно делать строительным ножом.

И еще можно ли газобетонные или газосиликатные блоки использовать, и как их обработать чтобы наверняка было безопасно ?

Итонг, газобетон, пенобетон - если не ошибоюсь, по сути это одно и тоже.

Я вообще планировал мессоров заселять только побольше плита будет 60х30х5. Вот думаю хватит им этого или надо будет потом еще расширяться.

Не скоро, но надо будет ) У Azazel мессор жил в намного большем форме, чем описанная вами плита. При хорошем уходе и регулярном корме, муравьиные семьи могут жить и расти гораздо лучше, чем в природе. Правда я видел единицы таких случаев.

Потрясающая колония! А самое главное, что у них нет зимовки, и они наверное не впадают по самому мельчайшему поводу в диапаузу.....

Это точно! После лигниперды одно удовольствие их содержать. Но со своей стороны лигниперда - проверка на прочность тебя, как кипера ) Со временем я бы завел себе свободную лигниперду. У нас сейчас очень удобный балкон. Уже есть мысль сделать там муравейник лигни максимально приближенный к естественным условиям. Гуляя на свежем воздухе, они онаверное не будт впадать в диапаузу среди лета.


2011-08-07 21:18

Размеры аквариума: 45х28х25 см - ширина-высота-глубина.
Размеры плиты 45х18х7 см - те же.

Сейчас в нем живет около 300-350 муравьев. Думаю, в нем сможет жить без состояния перенаселения наверное до 600. А на какой вид вы рассчитываете? Феллах крупный, его вообще мало влезает в любую конструкцию. Других видов в такой форм можно заселить побольше. У меня сейчас на белковом корме идет быстрый рост личинок, еще пару волн, и надо будет задуматься над расширением.


2011-08-07 20:24

Всем спасибо за хорошие отзывы. Рад, что понравилось.

zolti:

очень здорово, расскажите подробнее про обработку итонга, скоро и мне предстоит сделать нечто подобное, вот хотелось бы советов получить :)

В обработке очень прост. Собственно поэтому я его и выбрал в качестве материала. Ходы прорезал бормашинкой. Модель Einhell BMG 135 Kit. Сначала на черновую грубой металлической насадкой (не могу найти название материала), потом насадкой из шлифовального камня затираю все неровности, придаю форму. Мокрый итонг быстро забивает насадку, так что работать лучше... даже не лучше, а надо с сухим. Но купите сразу маску и строительные очки, т.к. дышать очень тяжело от пыли, а мелки камешки легко попадают в глаза. Но в среднем за день упорной работы можно сделать такую плиту. Небольшие плиты обрабатываются очень быстро. Здесь я еще делал глубину камеры от 2-2.5 см. Если делать глубину на 0.7-1 см, то получается намного проще.


2011-08-01 14:45

Очень интересный блог. Всегда хотел вырастить хоть такую семью группы руфа, но по разным причинам не удалось. Правда, думаю, на счет вида вы ошиблись. Наверное у вас Formica pratensis. У всех рабочих ярковыраженное черное пятно на спинке и матка полностью матовая. У руф и поликтен. Пятно изменчиво. Обычно оно или очень слабое, или его нет вовсе. Матки у них блестящие: у поликтен блетящий, а не матовый абдомен, у руф - блестящий абдомен и часть торакса (уже не помню, как точно называется). Пратенсисы - луговые муравьи, любят открытые прогреваемые участки. Я их в лесах практически не видел. Разве что в открытых лесопосадках и садах.

Пару слов в спор: менее 0.4 метров муравейники не выживают при отсутствии динамики роста (я так думаю). Я тоже читал эти наблюдения у А.А. Захарова.


2011-07-16 12:21

Crematogaster scutellaris. У меня так и живут. В виду специфики конструкции увлажнения нет. Переселял в алебастровые формы с полноценным увлажнением, так они переставали развиваться. Теперь переселил обратно в дерево. Воду даю только через поилку. Но не надо ставить себе за правило, что если муравей нормально живет в неувлажняемых форма, то так стоит делать. Следующий форм для крематогастера я буду делать хоть и тоже деревянный, но с возможностью увлажнения.


2011-07-16 10:36

Да, вы правы: у вас лазиус и сервиформика. Берегите сервиформику. Хороший муравей.


2011-07-04 14:53

to Skeletishe:
Не знаю ) Мне их Cyron подарил когда-то.

to Kyj:
Спасибо. Буду знать, в чем крематогастер хорошо живет.


2011-07-04 14:46

Для вагуса маловат.


2011-07-01 14:57

В форме, что на первом фото, держу пунктулатуса. С влажностью там проблем нет. Сам сначала скептически смотрел на него, взял просто ради теста. Довольно удобно, компактно, наглядно. Кого можно держать: некрупных медлительных муравьев. Например тот же пунктулатус, кампонотус пицеус, мирмики, афеногастер, кампонотус латералис (только предполагаю). Тетру и лазиуса держать не стоит, т.к. там арена для уходи за ними неудобная - пока откроешь крышку, уже выпустишь всех, кто был на арене.

Увлаженние: по центру есть пористый материал, который впитывает влагу, а от него он расходится по форму по зоне соприкосновения акриловых пластин. Конструкция получается совсем не сухая.