Комментарии пользователя

2014-03-16 21:29

А кто может по силе сравниться с феллахами ? Что бы силы были на ровне ?

Можно завести соленопсиса фугакса. Они будут подъедать феллаха время от времени. Феллах против них вообще ничего сделать не сможет.

Можно лазиуса. Но лазиус скорее всего со временем забьет феллаха. Чем крупнее муравей, тем слабее он противостоит разной юркой мелочи.

Можно засетиль с аналогичным крупным кампонотусом, но тут уже все решит количество. Рано или поздно одна колония станет сильнее другой.

Вопрос: зачем такой контроль? Складывается ощущение, что вам нравится этот элемент противоборства двух "держав".
Чтобы как-то ограничивать численность можно:

1. Не греть. Развитие затянется и рост будет заметно медленнее.

2. Урезать рацион. Уже сколько раз проверено: скорость роста зависит от наличия объемов ресурсов.

Вот два наиболее очевидных выхода. Зачем кого-то гнать на убой?

Это как ситуация: стучатся к вам в квартиру и говорят "Знаете, у нас тут город не вмещает то количество людей, что есть. Так получилось, но избавиться придется от вас. Тут недалеко взрывают, вам туда. Ничего личного, без обид, так у нас тут сложилось. Извините."


2014-03-16 21:16

Кто как делал, признавайтесь?:)

У меня балкон деревянный. Просверлил раму. Летом может буду менять, буду сразу предусматривать выход. За окном орех, там тля. Крематогастер активно туда бегал кормиться )


2014-03-16 19:56

Хорошо , если война это не гуманно , то как тогда контролировать численность муравьев ?

Чтобы контролировать численность, надо сначала до этой численности довести колонию )

Собственно , начнется ли среди них война и стоит ли это делать вообще ?

Войны не будет. Будет просто истребление мессора феллахом. Причем сначала оба будут избегать друг друга, но как только феллах более-менее уверенно станет на ноги (а случится это гораздо быстрее, чем у мессора), он буквально за раз уничтожит маленькую семью жнецов. Тут не будет никакого взаимоконтроля.

Вообще дома сделать систему, где один вид контролировал бы другой - сомнительно. Тот, кто быстрее растет, задавит более слабого... или задавит, или съест. Если уж хотите контролировать, чтобы не разрослись - берете ПВХ трубку - один конец к форму, другой - на улицу.


2014-03-07 18:21

А моя бабушка - Елизавета Вторая. Я не думаю, что Вам, без доказательств того, что вы сможете содержать листорезов, кто-нибудь их продаст

Как экзамен по вождению ) Сурово.
Уже представляю, как прихожу в магазин со справкой по содержанию мессоров в течении пяти лет, лазиусов в течении 2х, а также на пару тропических видов по заключению.
- У вас хорошие рекомендации. Думаю, мы сможем продать вам листорезов!

Я понимаю ваши опасения друзья. Могу вас уверить, что опыт в содержании есть, занимаюсь мирмикиперством уже лет 10.

Хороший стаж. Напишите, когда получится раздобыть и кого получилось.


2014-03-07 10:54

to ab_saratov
Спасибо, буду выбирать!


2014-03-07 00:15

Для каких целей листорезы?
Если на какую выставку или экспозицию - понятно. Если для себя - 10 раз подумать. Занимают ОЧЕНЬ много места по сравнению с другой живностью. Я когда-то держал. Меня хватило на неделю-две. Дальше это уже напоминает книгу "Короли-пустынники" - если вовремя не покормишь, значит или тебя съедят, или сбегут (что наверное страшнее). В общем, мороки с ними много.

Есть в мире очень интересные виды животных, которые я бы никому не советовал заводить. Вот листорезы из этого списка.

Если после тщательных раздумий желание все равно останется, то брать надо в Германии. Лучше иметь там своего человека, т.к. сюда они не отправляют. Брать уже матку с рабочими и грибом, т.к. как правило одиночные матки теряют гриб при пересылке из мест их изначального существования. Им потом гриб надо подсаживать из уже сформированной колонии.

Может и на территории СНГ кто-то есть, но я уже давно о таких не слышал.


2014-03-06 18:03

А какая модель камеры?
У нас в офисе товарищи тоже завели муравьев и после вашего блога мы тоже как-то задумались над таким девайсом )
В продаже я находил в основном из доступных с разрешением только 2МП. Этого достаточно или лучше брать побольше?


2014-03-06 11:49

Кто-то из мономориумов.
Красивые! Как вижу, еще и полиморфный мономориум!


2014-03-06 10:39
Всё просто,нужно взять 100 особей и расплод и запустить их в отдельное место(имитируя смерть матки)

Толку не будет. Откладывать яйца, из которых воспроизведутся самцы и самки, будет некому.

При потере матки крупные солдаты мессоров начинают откладывать неоплодотворенные яйца, которые потом дают самцов. Если иметь полноценную колони и такой отводок, можно получить особей обоих полов.


2014-03-06 10:36

Теперь заметим что (1) сожержат в брюшке беловатое вещество, явно отличающееся от цвета сиропа. Так что думаю, те самые бочки(1) и перерабатывают углеводы в жиры.

Очень может быть. На воздухе это "белое вещество" сразу твердеет. При переселении случайно плитой раздавил такую "бочку" у феллахов. Содержимое сразу становится белее и твердеет. Вот какое оно на ощуп, не проверял, не думал, что могут быть жиры.


2014-03-05 12:11

За сверчка не знаю. Если партия небольшая, можно попробовать. У меня феллах лучше ел тараканов. От сверчка отказывался.


2014-02-28 11:10

Проморозить дом на 40 минут и более. Получится только зимой.


2014-02-27 10:28

У муравьев есть общественный желудок, который и является местом запасов на случай тяжелых времен. На зиму муравьи наедаются, заполняя именно общественный желудок, не откладывая питательные вещества в жировую ткань. Также и муравьи-бочки: наращивают объем и вес за счет второго желудка, а не перевода углеводов в жиры. Думаю, что муравьи просто исключили или не пришли к такому способу перевода веществ за ненадобностью.


2014-02-25 22:48

У меня сейчас тоже есть молодые фуски. И тоже во время личинок новых яиц нет. После того, как появляются коконы при хорошем кормлении пакет снова появляется. Так что все нормально. А пугливыми они будут, пока их мало. Потом осмелеют.


2014-02-25 00:20

Есть FAQ, есть Вики. Т.е. логичнее дорабатывать эти разделы, нежели создавать что-то новое.

В одну статью освещение все вопросов не влезет. Уже пытались.

Как вариант, лучше развивать те разделы, что есть на сайте. За неимением времени я пока не описал всего. Например "Вид для новичка" - интересная тема, которую можно грамотно развить. "Материалы" - тоже. Начинал когда-то писать, но достаточно опыта было только с гипсом и итонгом. В итоге статья также не закончена.

2 .Алекс.
Согласен с вами, что есть темы, которые надо описать и осветить. Я бы это делал в контексте развития разделов этого ресурса.


2014-02-22 15:14

Стоит ли отправлять их на зимовку, если у них 1 кокон и матка недавно снесла два яйца?

Если матка кладет яйца, то в зимовку отправлять не надо. Стоит отправлять в диапазу только тогда, когда развития явно нет.


2014-02-22 15:12

кто пробовал давать мурахам корм для рыб (дафнию, гомарус, мотыль, в том числе и сушёный и прочие корма) или корм для кошек и собак? что едят?

Кормил сушеными креветками. Вроде нормально ели. Только им чистить высушенные покровы ракообразных тяжело. С тараканом легче управляться, поэтому дальше я уже ничем сухим не кормил - держал кормовые культуры. Да и на тараканах (или сверчках) заметно быстрее растут.


2014-02-20 10:29

Все с пластиком будет нормально. А вот фатин придется чем-то заменить. Какой-то нержавейкой мелкой. Мессоры очень активно и успешно все грызут. Хотя ели у вас мессор, то хватит и тальковой защиты по периметру. Они по верхам сильно не ползают и по такому пластику у них хорошо лазать не получается.


2014-02-19 15:24

В этом отношении тогда может стоит попробовать кампонотусов. У многих из них есть интересная особенность сигнализировать друг другу ударом брюшка об поверхность. Если муравьи достаточно большие, а в комнате достаточно тихо, то можно услышать негромкие постукивания. Также кампы разные по темпераменту - феллах агрессивны, когда их много, могут самостоятельно забивать довольно крупных тараканов. Лигниперды как-то просто интересны, хотя и проблематичны из-за зимовки.

Можно также завести никобаренсиса и париуса. Незимующие кампонотусы средних размеров. Или любого другого "ненашего" кампонотуса.

Можно завести каких-то кампонотусов поменьше. Например трункатуса. У них небольшие семьи и можно даже в ограниченном объеме сделать целую экосистему.

По поведению еще интересны практически все феидоле. Очень хорошо реагируют на изменения окружающей среды и событий, быстро принимают решения и мобилизуют отряды. Лучше всех наверное енсис, т.к. они самый спокойные. Даже при наличии лазов не делают массовых побегов.


2014-02-19 10:19

А Вы можете скинуть изображение камер, которые они сами строят в стеклянном боксе?

В этом блоге можете посмотреть, как и что.


2014-02-19 10:02

Интересно.
Удачи в этом нелегком деле. У меня семьи Formica s.str. тоже не все переживали зимовку, и тоже непонятно, по каким причинам.


2014-02-15 00:21

я все мои 4 года любительства насекомых мечтал диверсусов и вот у меня появилась возможность купить да и еще по низкой для этих мурашей цене поэтому я рискну взять их!

Если есть аффинис, то можно взять их. Они не такие привередливые. В размерах вроде солдаты чуть-чуть менее головасты, но без видимого сравнения это вроде не заметно.

Ознакомьтесь с тем, как держат диверсусов в Германии. Им там нужна чуть ли не целая экосистема. Наши пробирки-коробочки не подойдут.


2014-02-08 21:53

Если тальк у вас падает на арену, значит делаете слишком большой слой. Выставьте фото. Слой должен быть совсем тонкий, полупрозрачный.


2014-02-07 23:08

Если уж решились на такие виды, то что ближе к душе.

Пахикондилы, думаю, вынеслевее, чем другие два вида. С ними скорее всего будет проще.
Потом по простоте эктатоммы.

Визуально мне одонтомахус нравится больше - я бы брал его, но это лично мое мнение. Если не уверены, что поднимите, начните наверное с первых двух.

Откуда будете брать муравьев?


2014-02-06 11:28

Где вы держали бегунков? При какой температуре?
В конструкциях с высокой влажностью они начинают гибнут. Например в пробирках. В формах без подогрева, с высокой влажностью тоже чувствуют себя не очень.

У меня из-за высокой влажности так бегунки в свое время погибли, хотя кампонотусы или формики в таких же условиях жили нормально.


2014-02-03 15:11

Солдаты как в Интернете пишут у них 11 миллиметров.

Тут, видно, и кроется их первое явное различие с париусами. У париуса вроде солдаты поменьше, не такие яркие, как у других кампонотусов.


2014-01-31 12:21

А полирахисы не выжрут всех мокриц?

Очень не исключено. Но те мокрицы, что встречаются у нас, хорошо защищены. Думаю, что полирахисы даже при большом желании их не пробьют. Надо проверять.


2014-01-31 10:06

У вас на рисунке общее направление идеи.

Что интересует:

1. Размеры.

2. Как увлажнять? Где будет отверстие для увлажнения? Размеры отверстия?

3. Система антипобега? Будет ли крышка? Если да, то какого типа. Обычно грамотная крышка в изготовлении сложнее, чем сам формикарий.

4. Размер камер? Оптимальный размер камер для мессора примерно 15 мм. Исходя из этого размер плиты получается примерно 110х70. Мало как-то. Значит вы скорее всего сделали на рисунке очень большие камеры.

5. Вы будете заливать весь объем гипсом или нет? Если весь, то подумайте, какой будет вес конструкции после заливки. Если нет (как у Рафа), то покажите это на чертеже.

В общем, с проектированием у вас работы еще очень много. Распишите все, разложите по проекциям. Тогда все будет ясно )


2014-01-30 23:48

А как быть тогда? каждый раз, когда численность достигнет критической, строить новый формик им?)

Вариантов масса. Обычно так и происходит: делается либо дополнительная секция, либо новый формикарий. Но я еще не слышал, чтобы для кого-то рост колонии был проблемой. Обычно все рады )

И как быстро развивается колония доступных видов?

Хороший вопрос. Может у кого-то еще дальше в ответах будет статистика. Думаю, что в пределах года-двух можно вырастить хорошую колонию. У меня сервиформика жила в тридцатилитровом аквариуме пару лет. Феидоле енсис живет сейчас в плите 25х25. Уже наверное третий год. Если не задаваться задачей расширять гнездо, то могут жить так дальше, но я считаю, что это не дело: многие муравьи быстро умирают, чтобы освободить место другим. Бегунки, кстати, тоже не сильно разрастаются (но тут лучше прислушаться к тем, кто держал крупные семьи).


2014-01-30 23:15

Спасибо )

На фото террариум с Haplopelma lividum

Да, это он! Ну если не опасен, пускай растут. В перспективе, кстати, есть планы заселить аквариум какой-то живностью типа мокриц. Думал еще над какими-то мелкими муравьями типа лептоторакса или фугакса, но пока не решился. Фугакс может разрастись и выесть полирахиса.


2014-01-30 22:56

1. Муравьи рода лептоторакс или темноторакс. Их несложно найти, и семей больших они не делают. Думаю, что это наиболее удобный для вас вариант.

2. Кто-то из мирмик. Если будете поднимать колонию мирмик с одной матки, то до крупных размеров она будет расти долго. У меня мирмики сильно и быстро никогда не росли.

3. Кардикондиллы. Микрожнецы. Тоже не делают больших семей, но их тяжело найти. Слишком мелкие. Знаю, что на юге Украины они есть.

Думаю, что из этого списка лучше всего остановиться на лептотораксах. Потом, когда наберетесь опыта, можно попробовать каких-то примитивных тропических муравьев. Например для небольших формикарив подходят гарпегнатосы и пахикондиллы, но они не для новичков.


2014-01-30 22:50

Может это Camponotus Hova? Не? (это про желтенькую)

Нет, хова групнее и головастее.


2014-01-30 17:10

По сравнению с экофиллами они довольно скромные плетуны. Результа на фото - это усилия многих личинок. Одно поколение такой слой физически, как я понял, не вытягивает.


2014-01-30 17:08

Интересно!
А под что планируется игра (устройство)?


2014-01-30 15:46

Когда у тебя много разных колоний, времени и внимания на всех одинаково не хватает: кому-то формикарий вовремя не сделаешь, кто-то дальше от тепла, кому-то чуть позже еды покладешь, а кто-то просто обгоняет своих соседей в развитии в виду биологии, времени, или статуса старожила. Кто-то вырывался вперед, а кто-то ютился на местах позади. Так и небольшой городок полирахисов мирно жил в тени двух супердоминантов моего муравьиного микромира - феллаха и крематогастера - семей, обгоняющих в развитии своих собратьев на годы.

Где-то на их периферии уживался полирахис. Как вы знаете, у них был свой плющ и мох - ценные приобретения в мире мирмекипера ) Заслужив естественные растения и террариум благодаря своей непокорности ткача, полирахисы тихо развивались. Маленькая экосистема поддерживала их намного лучше, чем любого другого моего муравья (за исключением титанов :) ) . Так они жили, стаптывали мох, растили плющ, разделывали тараканов, ткали новые камеры. Постепенно я стал замечать, что муравьев в аквариуме бегает уж слишком много, а на кормление сиропом выстраивалась вообще целая дорога из множества серебристых фигурок. Иной раз выползала даже матка ) Но она быстро пряталась, разведав, в чем дело. Пришло время переселений. Собрав все нужные растения, деревяшки и прочий необходимы скраб, я сделал им новый террариум. В одном углу было гнездо - сложенные горизонтально кусочки коры, сухой дубовой листвы и гнилушек. Часть гнилушек была из самого первого гнезда полирахисов. на них даже остался шелк. Потом это сыграло свою роль )... как мне кажется. Вокруг такую конструкцию из древесины я обложил тремя листами коры, чтобы вентиляция на первых порах не была такой активной.


Общий вид формикария


Озеленение арены!


Место для муравейника

Посмотрев на получившуюся экосистему, я остался доволен и решил переселять. Что сказать о переселении. С одной стороны природа ткача сыграла на руку: гнездо очень легко можно было вынуть и положить на новую арену. С другой стороны в этих шелковых "мешках" могла легко запутаться матка и подавиться расплод, поэтому действовать пришлось с максимальной осторожностью.

Когда я разобрал гнездо, то не ожидал увидеть такого количества муравьев! Их было очень много! Полирахс - муравей интересный, но на любителя. Если вы хотите наблюдать за их развитием и контролировать каждый шаг - это не ваш муравей. До последнего я не представлял, насколько разрослась семья. Сейчас я также не представляю, сколько их стало на новом более просторном месте.

Фото переселения:

Через время стали появляться первые признаки строительства новых камер:

Изначально строить муравьи начали где-то в глубине деревянной кучи, но потом перешли к стеклу. Думаю, что там до сих пор скрыто от глаза много интересного ) Полирахисы с копательными работами оказались вообще не дружны. Хоть морфологически они сложены идеально, ни одного тоннеля или камеры за всю историю развития колонии вырыто не было. Даже намного более изящные афеногастеры - искусные копатели. Зато, как говорит за себя название, полирахисы умелые ткачи. Они используют любую твердую субстанцию, чтобы выткать гнездо там, где его даже теоретически быть не может. Если другие муравьи отталкиваются от наличия почвы, влажности или соответствующего качества древесины, то полирахис может выстраивать камеры в прямом смысле слова на пустом месте. Тут в ход идут мелкие палочки и как раз откуда-то вырытые кусочки земли. Вплетая их в шелк, муравьи создают новые своды и коридоры.

Но в такой экосистеме возникли свои проблемы.

Проблема первая: буйный рост растительности. Из всех посаженных растений активнее всего стали расти плющи. Часть стеблей быстро дорастала до заградительных барьеров и муравьи с легкостью сбегали. В особо прохладный день они сбежали с большей частью коконов! Хорошо, что временный лагерь был недалеко от термокабеля, поэтому без особых потерь вернул всех обратно.

Проблема вторая: "вражеские" микроорганизмы. Несмотря на хорошую вентиляцию, в почве стали прорастать какие-то споры. Вылилось это в такую картину:

К вечеру муравьи успешно "срубили" и наверное съели этот гриб. Однако, через неделю вырос еще один. На этот раз в два раза массивнее первого. Выглядел он довольно устрашающе, так что я без лишних фото выкорчевал его и выбросил. Возможно это был какой-то период вегитации грибов, т.к. после так проростков рост спор прекратился. Все заснуло. Возможно до следующей осени. Если кто знает, что это, поделитесь информацией, т.к. чувствую, что эти ребята еще вернуться )

Проблема третья: междоусобные войны. Муравьи продолжают убивать друг друга. Не скажу, что массово, но эта война не прекращается. Может потомство от разных маток не может сжиться друг с другом... Обильное закармливание как-то сглаживает ситуацию. Создается ощущение, что пока муравьи заняты поеданием разной снеди, то у них просто нет времени на взаимный мордобой.


Едят мандаринку


Летом можно кормить спелым виноградом

Теперь о "закармливании".Может уже писал, что полирахис довольно непривередлив в питании. В виду своих размеров колония стала прожорливой. Кормлю медовым сиропом, по возможности сладкими фруктами. Из белка - туркменистанский и мраморный тараканы. Говяжий фарш есть не стали. Собственно тут ничего особенного.


На видео кормление сиропом

Что в итоге стало за полгода:

Так "зарос" формикарий. Точнее часть муравейника

Фото коконов и расплода:

И небольшое видео (немного с глюком):

Если не держать сторону гнезда на свету, муравьи не особо сильно ее заплетают и при необходимости можно посмотреть, что там и как. Хочу в будущем прикупить красной пленки, чтобы закрывать гнездо от прямого света.

Года назад успешно летели. Точнее как сказать "успешно"... Были бы самки, был бы успех. Колония выводит только самцов. Сейчас снова стали появляться самцы. Среди коконов, увы, маточных не видно. Не скажу, что нужны были какие-то особые условия. Просто пришло время, и вся эта дивизия вылезла на арену и пыталась клеиться к одной из маток (которая также вышла на арену).

Так сейчас и живем. Полгода полирахисы были флагманской колонией в моем муравьином мире. Были еще многочисленные феидоле и достаточно перспективные оранжевые бегунки, но они не вытянули на роль доминанта. Уж очень спокойные оказались. В последний месяц же господство полирахиса стало меркнуть. Хотел бы сказать пару слов о тех, кто посягнул на гегемонию ткача:

1. Camponotus parius - настоящий лазиус среди кампонотусов. Не в смысле размера, а в смысле динамики роста и неприхотливости. Как только семья переваливает за 12ть рабочих, дальше ее уже не остановить.

2. Сервиформика - еще одни перспективные товарищи, которые набирают неплохие обороты уже после 6ти рабочих.

3. И последние, но не последние по важности - solenopsis geminata. Маленькие неконтролируемые в росте товарищи, поедающие все, что им кинешь, способные сделать армию на пустом месте также, как ткачи полирахисы делают свои домики.

Об этих товарищах и многом другом интересном я расскажу уже в следующих блогах!


2014-01-29 10:17

Такую сетку мне просто не найти.

Посмотрите на строительных рынках в отделах по водопроводным трубам и канализациям. Там может быть мелкая сетка для фильтров.