Комментарии пользователя

2024-04-10 13:16

Слежу за вашей семьей вагусов. Очень достойное многолетнее семейство. Учитывая еще, что это подолгу зимующие муравьи, то становится вдвойне приятней видеть новости про новые поколения рабочих и здоровую матку.


2024-04-10 13:12

Какая у вас красивая матка, прямо будто приоделась в рубиновый хитин.
Спасибо за поздравления, так же поздравляю и вас с выводом семьи из зимовки! Подумываю вот тоже, будут ли готовы герки в этом сезоне к формикарию или же нет, поглядим на рост.
У моих, правда, самка пока что еще весьма вялая, как и большая часть рабочих, сонные такие. Есть тройка активных работяг, которая занимается добычей сиропа и неспешным разделыванием тараканчиков (без особого энтузиазма). А вот личинки, тем временем, активно пошли в рост. Они явно окончательно отошли от зимы.


2024-04-09 15:51

TimK
Тем более радуют такие красивые образцы.

Согласен. При этом в семье есть еще одна достаточно яркая особь. И жду, когда появится некто из крупного кокона. Интересно, как он будет выглядеть.


2024-04-08 10:06

Да, при этом часто почему-то темнее, чем природные сородичи. Но бывают и такие вот случаи, как эта особь.


2024-04-05 10:04

Выкладываю обещанные фото муравья, у которого очень красивый, словно апельсиновый, окрас.

На арене при освещении лампой и вспышкой, грудь выглядит более красной, так что тут он мандариновый, а не апельсиновый.
На заднем фоне рабочие прогревают расплод на теплом песке.

И в дополнение крупный кокон из маточной камеры. Слева снова засветился герой прошлых фотографий.


2024-04-03 17:00

13 февраля начал выводить испанцев из зимовки. Перевел формикарий в комнату, ближайшие пару недель не буду подключать им подогрев. В ходе зимовки умер только один рабочий, вполне неплохой результат.

И того зимовка заняла 3 недели при немного пониженной температуре на балконе (около 15 градусов) и 3 месяца в холодильнике при 10 градусах (он не сильно морозит).

Вечером 25 февраля подключил подогрев арены. Все личинки тем временем активно пошли в рост, хоть ещё и сохраняют желтоватый оттенок. При этом размерами они уже приближаются к куколкам. Матка пока что яиц не откладывала, насколько я могу судить по не очень тщательным осмотрам. Но полагаю, что после подогрева дело точно двинется.

Как я и ожидал, подогрев тут же дал результаты. Вечером 26 февраля муравьи прогревали часть расплода в поилке-пробирке на арене. И один из рабочих держал в мандибулах несколько яичек. Так же заметил яйца и в камере с самкой. Семья окончательно проснулась.

Семья после зимы

Первый пакет яиц в этом году

Две личинки после зимы стали "непропорционально" расти, имея вот такой своеобразный "хвостик", который не рос. Однако позже при росте личинок "хвостик" всё же пропал. Одна из этих личинок уже сплела кокон, другая до сих пор растет! Уже размером с настоящего солдата. Посмотрим, выведут ли они большеголового. (обновление на 03.04.24 - личинка сплела кокон, и он очень крупный, я ожидаю особь близкую к солдату)

Просто фото рабочих

К 31 марта из коконов уже появилось несколько рабочих. Правда, один из них инвалид – у него остались спутаны две задние лапки. Но это особо не мешает ему жить с оставшимися четырьмя ногами. В целом в семье имеется расплод на всех стадиях. Арену подогреваю до 28-30 градусов. Растем.

Фото от 31 марта

И дополнительная запись от сегодняшнего числа (3 апреля): в семье появилось несколько очень красивых особей, которые имеют помимо красноватого брюшка еще и оранжевую (словно апельсиновую) заднюю часть груди (близ петиоля). Будет время, попробую сфотографировать их и показать.
В общем, семья растет, и за этим очень приятно наблюдать.


2024-04-03 16:43

30 марта. Через три месяца и 12 дней я начал выводить семью из зимовки. Январское обморожение не прошло без последствий, очень много рабочих погибло – чуть ли не две трети семьи. Но главное, что яйцекладущая самка жива, а с ней пара десятков рабочих. Будем поднимать семью после зимовочного катаклизма.

Временно отключил мини-формикарий, чтобы немного почистить его. Муравьи расположились в инкубаторе, который я поставил на обновленную чистую арену. Пусть несколько дней поприходят в себя в таком жилище. Дал сиропа, чтобы они могли подкрепиться после тяжёлой зимы. Позже подключу старый мини-форм.

Общие виды на семью

И самка в окружении свиты

Ожидаю яиц, возвращения и преумножения численности семьи! Уже вовсю трескают таракана.


2024-04-03 16:39

30 марта начал выводить семью из долгой зимовки. Герки зимовали в лёгкой зимовке полтора месяца (с 26 сентября по 12 ноября) и в глубокой четыре с половиной (с 12 ноября по 30 марта).

Очень длинная зима. При этом они тоже, как лугубрисы и фуски, прочувствовали на себе мою серьезную ошибку с промерзшим балконом. Однако, если судить на данный момент, то семья справилась с этим катаклизмом лучше всех – вообще без потерь. Только самка пока что в очень вялом состоянии, рабочие же все пришли в себя.

Жду когда окончательно проснется матка, и можно будет судить об успехе зимовки.

Муравьи получили сироп в качестве подкрепления.

Общий вид семьи

Работяги

Ещё дремлющая самка обнимает своих детёнышей

И дополнение к записи от сегодняшнего числа (3 апреля) - матка пока что в очень "сонном" состоянии. Может быть стала несколько активнее, но все движения сильно заторможены, практически не общается с отпрысками. Надеюсь на благоприятное пробуждение ото сна.


2024-02-19 17:48

У меня фестинусы, правда не этот подвид, развивались спокойно в стандартном инкубаторе (пробирка-вата-вода). Вот только дальше 10 рабочих дело не сдвинулось аж за целый год. Может надо было переселить их в гипсовое гнездо.


2024-02-08 13:27

Согласен со всем сказанным выше.
Раньше я применял Джонсонс Бэйби, но не нравилось, что масло стекало по стенкам, оставляло некрасивые разводы.
Сейчас применяю обычный вазелин. И вот в аренах, где нет крышки в принципе, и вазелин наносится на бортики - муравьи иногда умудряются проскочить (у меня так делают фуски), муравьям покрупнее вроде все же не удается зацепиться, но благодаря мусору и пыли - смогут и они. Решается проблема, что логично, просто обновлением защитного слоя.


2024-02-06 12:09

vitimof
Зимовали там самка Camponotus herculeanus и Formica fusca с двумя рабочими

В итоге эти же ребята (геркулеанус и фуска) выжили и в моем случае (температура около -8...-10 градусов). По крайней мере на данный момент они зимуют в холодильнике и подают все признаки жизни. А вот самка лугубрисов этот "эксперимент" не перенесла.


2024-01-26 10:42

Красивые муравьи.


2024-01-24 10:22

Мне кажется, они у вас чем-то травятся. Вот недавно у человека мессоры вымирали, тоже отказывали лапки, падали на бок. Оказалось, что кота обрабатывали от блох - вероятно, это вещество и влияло на муравьев. Попробуйте поискать такие не совсем очевидные моменты.


2024-01-22 10:06

Матка кого-то из формицин)
Так определить сложно, но вероятно Lasius.


2024-01-11 11:58

Koss
а к ватке где вода, или прям в поилку кладут

У меня так себя фестинусы ведут. Уже раза три или четыре переселял их в свежие инкубаторы, потому что за пару месяцев вата полностью чернеет. При этом за год так и не вырастил семью до размеров достаточных для переселения в формикарий. Хочу перевести их в формик в этом году, посмотрим, как они там себя вести будут.


2024-01-10 09:58

andrenom
Печально

Не то слово. Стоит ли говорить, что это были мои любимчики. Как это бывает - у нас есть муравьи из разных стран, купленные за порой довольно приличные деньги, однако в сердце особое место занимают те муравьишки, самку которых ты лично поймал/привез/выходил. Пусть даже это иногда обычные фуски, но вот они с тобой с самого начала, с самого первого вопроса в голове: "Отложит ли яйца?"
При этом с лугубрисами я еще очень хотел проверить, как они поведут себя с самкой по прошествии двух-трех лет, учитывая, что высшие формики, которых содержали многие киперы, расправлялись с самками через пару-тройку лет. Всё это было очень интересно проверить на практике с этим видом, но увы.


2024-01-10 09:41

Koss
Подскажите, когда их можно будет доставать из шкафа и ставить не в темном месте? Думаю заказать арену, и поставить где то на полку или еще рано?

Я обычно подключаю арену, когда в инкубаторе становится трудно кормить (и, соответственно, убирать мусор). Если у вас пока с этим сложностей нет, то можете не торопиться. Ну а так, даже когда будете ставить на полку, подключив арену, то инкубатор всё равно закрывайте тряпочкой.


2024-01-09 11:20

Сегодня я обращусь к Вам, к сожалению, с плохими новостями. Это пост-прощание.

Как я сообщал в середине декабря - мои муравьи (лугубрисы с Камчатки, фуски и геркулеанусы из ЛО) были отправлены на зимовку в коробке (подоткнутой внутри тряпками и обклеенной снаружи бумагой, чтобы перепады температур не были слишком резкими) на застекленный (но холодный) балкон.

В начале января по Питеру ударили очень сильные морозы. Доходило до -25 градусов. Собственно, почему я у Владимира в другой теме задавался вопросом про зимовку на балконе в такие морозы.
Балкон промерз, несмотря на то, что ранее там температура не опускалась ниже нуля, я периодически проверял ее. Но в конце декабря и по начало января в этой квартире меня не было. Когда я вернулся - термометр на балконе показывал ужасающее число -8 градусов.

Я стал переводить семьи из коробки в холодильник. В пробирках был лёд, муравьи не подавали никаких признаков жизни. Все три семьи выглядели просто как закоченевшие мертвецы. Я думал, что потерял всех. Но нет, не всех. Потихоньку в холодильнике они стали приходить в себя. Сначала, разумеется, геркулеанусы - это стойкие северные муравьи, которые прекрасно себя чувствуют и на Кольском полуострове. Видел, что их самка шевелила усиками. Это вселило надежду. Затем стали просыпаться фуски с лугубрисами. Заметил, что самка фусок тоже жива, появились неуверенные движения. А вот самка лугубрисов долго не приходила в себя.
Весь день 5 января я каждые пару часов припадал к холодильнику и выжидал в надежде заметить движение у самки камчатцев. При этом большинство рабочих муравьев проснулись и уже начали умываться.

6 января я перевел камчатцев в комнату, так как никак не мог понять, жива самка или нет. Остальные семьи оставил зимовать в холодильнике, они все пришли в чувство. Лугубрисов же не видел смысла продолжать зимовать, если самка так и не просыпалась. Я смотрел и смотрел, сколько раз я подходил к формикарию и наблюдал, как рабочие пытаются ее разбудить - не знаю. А в голове постоянно возникала фраза Сэма из Властелина колец, когда он обнаружил Фродо у логова Шелоб: "Вы не спите. Вы умерли". Я уже всё понимал, но не хотел верить. Я перепроверял да и до сих пор перепроверяю, пытаюсь увидеть движения. Но чудес не бывает.

Да, самка лугубрисов не проснулась.

Я допустил роковую ошибку, и сейчас все эти дни да и в данный момент, осиротевшие детеныши пытаются разбудить свою мертвую мать. Они двигают ее, умывают, облизывают усики в надежде, что она придет в себя. Не придет.

Помню, как 27 декабря 2022 года я впервые обнаружил отложенный этой самкой пакет яиц. И мне тогда на ум пришла фраза из фильма «Бегущий по лезвию», которую произносит персонаж Рутгера Хауэра, я ее уже приводил в постах про камчатцев, как раз когда сообщал об этих долгожданных яйцах:
"Я видел такое, что вам, людям, и не снилось… Атакующие корабли, пылающие над Орионом; лучи Си, пронизывающие мрак близ ворот Тангейзера…"
И я опустил печальные слова, которые идут дальше. Что ж, закрываем арку:
"Все эти мгновения затеряются во времени, как... слёзы в дожде... Пришло время умирать."

Может быть, это не самая худшая смерть. Она заснула в окружении своих детей. Однако ей бы еще жить и жить не один год, если бы не моя ошибка. Сколько раз я уже перебрал в голове, в какой день и в какой момент я мог всё это исправить, сделать по-другому. Вытащить их с балкона раньше, не класть на балкон, сразу разместить в холодильнике, разместить в термосумке, получше утеплить и тд и тп. Стандартные мысли человека, когда он сталкивается с неотвратимым, и тем более - по своей вине. Это пройдет со временем.

Как раз год назад в семье лугубрисов выводились личинки. В скором времени они сплели коконы, и ровно 1 февраля 2023 года появились первые рабочие муравьи. Это была прямо сказка, которую приятно вспомнить. Но сказка закончилась одновременно с моим долгим путешествием с этой самкой камчатцев. Я поймал ее во время своего похода по Камчатке в июле 2022 года на берегу Тихого океана. Она вместе со мной отправилась к вулкану Горелому и Малым термальным источникам. А после пролетела несколько тысяч километров до Санкт-Петербурга, где наши приключения продолжились и длились еще целых полтора года. Но вот они подошли к концу.

Что хочется сказать в назидание новичкам в этом деле, хотя и опытным это послушать будет не лишним. Никакой самоуверенности. Это не игрушки, это живые существа, ошибка стоит жизни. Никакого авось. Отправляете муравьев на балкон? Тысячу раз перепроверьте температуру, сравните перепады день-ночь (я это проверял, но как полный дурак упустил грядущее сильное похолодание, а во время этого похолодания - меня рядом не было), прикиньте, какая там может быть температура при резком похолодании. Да как-нибудь пронесет, в природе и не такие перепады бывают? Не пронесет. Вы потеряете семью. Так же с холодильником. Отправляете муравьев на зимовку в холодильник? Удостоверьтесь, что температура выше нуля, холодильники бывают разные. Авось пронесет, продукты же не леденеют на этой полке? Не пронесет. Вы потеряете семью. И так во всех своих действиях. Перепроверяйте, удостоверяйтесь - в пище, в температуре, в условиях. Иначе не пронесет. Вы потеряете семью. Чудес не бывает.

Что теперь будет с выжившими осиротевшими рабочими? Они будут у меня сыто жить, пока болезнь или старость не заберет их. Возможно, если удача не окончательно меня покинула, и мне посчастливится поймать после лёта самку высших формик, то попробую подселить им, хотя это дело тоже рисковое. Но если получится, тогда эти рабочие смогут помочь поднять новую семью этих удивительных муравьев. Однако камчатцы потихоньку уйдут. История лугубрисов неминуемо подходит к концу.

Касательно фусок и геркулеанусов - так же перепроверяю их состояние в холодильнике на всякий случай. Самки живы. Я только надеюсь, что они не отморозили яичники и дадут следующие поколения муравьев. Но это мы уже узнаем только весной.

Июль 2022 - Январь 2024. Блог закрыт.


2024-01-04 23:16

Благодарю за ответ!


2024-01-04 17:59

vitimof
Так же зимуют у меня и кампонотусы. На застекленной лоджии в картонной коробке в течение 5-6 месяцев.

Добрый вечер, Владимир!
Я знаю, что ваши муравьи зимуют обычно на вашем застекленном балконе в коробке. Сейчас в Рыбинске, как и у нас, очень низкая температура (от -20 до -30). Скажите, у вас муравьи и при такой температуре зимуют на балконе? Какая у вас сейчас на балконе температура при таком морозе?


2024-01-03 17:03

Den4ik2000
Спасибо за видео

Пожалуйста) Это было достаточно спонтанное желание - достать телефон и начать снимать эти первые самостоятельные шаги в жизни отлетевших самок


2023-12-28 10:13

Красивые изящные муравьи. И система ходов в формикарии так естественно выглядит.
Мои фестинусы сейчас вот тоже год в инкубаторе сидят. Но это по моей вине они так медленно развиваются (численность постоянно держится в районе десятка, когда должна была уже давно уйти за не одну сотню), планирую сейчас усилить и разнообразить им питание, чтобы активнее в рост пошли. Ну и подогрев наконец своим поставил, может быть в этом тоже дело.


2023-12-27 13:46

Спасибо за ответ.
Было бы очень интересно посмотреть на вашу семью кампов из Мангровых лесов. Если будет время, то поделитесь фото ;)


2023-12-26 12:21

Вполне возможно. Шерсть от домашних любимцев порой оказывается в самых неожиданных местах, а в данном случае на шерсти был яд. Как он влияет на муравьев - неизвестно, но может быть как раз таким образом, который мы увидели на ваших видео.


2023-12-25 10:12

Здравствуйте, Владимир.
Перечитывал с интересом данный блог. Сам имею семью фестинусов (которых изначально отправили мне, как аррогансов), поэтому имею несколько повышенный интерес к данному виду (однако, у вас, видимо, какой-то другой подвид фестинусов, мои (Camponotus festinus подвид festinus) выглядят немного иначе по окрасу и строению). Какова же судьба семьи фестинусов, о которой вы рассказывали в этом блоге?


2023-12-25 10:06

Похоже на какое-то отравление. Причин здесь может быть много и самых разных. У меня в этом году похожим образом несколько десятков лугубирсов погибло, только симптомы другие - просто становились вялыми, будто сонными, пока не засыпали навсегда. Источник недуга - я так и не нашел. Но мор остановил благодаря тому, что провел тотальную уборку на арене, обновил углеводный корм (в вашем случае я бы полностью заменил семена на всякий случай), на какое-то время перестал кормить кормовыми насекомыми (у них тоже следует провести уборку и проследить за рационом, может они ели какие-нибудь яблоки в кожуре с остатками инсектицидов? Хотя сами-то остались живы, поэтому сомнительно, но тем не менее - тотальная уборка у всего, что относится к муравьям, не помешает). Так же замена воды в поилках, мытье самих поилок. Ну и наблюдение дальше - становится больше жертв или меньше. При этом беда могла произойти и не из-за рациона или чего-нибудь "забродившего"/порченного, а из-за каких-нибудь действий в комнате, например.


2023-12-14 10:48

13 декабря. Все же не стал открывать семье второго отсека, так как самка не решилась на новое поколение. К декабрю в семье уже около полутора месяцев не было яиц, все особи давно выросли, так что формикарий был отправлен в коробку к лугубрисам, а затем на балкон.

Так же прикладываю общее фото, чтобы оценить развитие к концу следующего сезона


2023-12-14 10:43

13 декабря. Что ж, весь расплод вырос к концу октября, а мор действительно завершился. Но самка не стала откладывать новых яиц, однако я дал им времени до декабря, вдруг решатся на ещё одно поколение. Не решились. Из-за мора в этом сезоне население едва ли выросло, может быть совсем чуть-чуть. Но ничего не поделаешь, муравьи своим поведением дают понять, что хотят в отпуск. Поэтому я им его устроил. Сегодня вечером разместил формикарий в коробке, подоткнул со всех сторон тряпками и поставил на застекленном, но холодном, балконе.

И для понимания развития семьи на данном уровне и в будущем - общее фото

И пара кадров монаршей особы, куда ж без нее

На этом фото, кстати, видно ее "волосатость", характерную виду (см. покатую поверхность брюшка)

Теперь ждем весны)


2023-12-14 10:31

26 сентября. Перенес инкубатор на балкон, чтобы подготовить семью к зимовке. Слишком уж они засиделась в долгом лете. А расплод все растет, нужно уже намекнуть геркам, что пора готовиться к спячке.
Так как на балконе из коконов так никто и не развился – всё же даже немного пониженная температура привела к гибели куколок – 12 ноября увел семью в полноценную зимовку, дальше тянуть уже нельзя, семья очень давно зимовала.


2023-12-14 10:29

12 ноября формикарий с круентатусами был перенесен в холодильник. Полноценный отдых начался.


2023-11-21 10:09

ai91
Таки устрою прохладынй месяц (+11 - +15)

Месяца будет маловато. Устройте 2-3 прохладных месяца.


2023-11-21 10:06

камп
они как раз таки будут есть сладкие сухофрукты

Вот как, интересно. Спасибо за информацию. У моих почему-то даже спелые фрукты не вызывают какого-то ажиотажа, часто и вовсе не притрагиваются, хотя всё равно даю периодически для витаминов, так сказать. Гаммарус по причине его сухости не даю муравьям уже много лет, а сухофрукты не пробовал, думал, что не будут их трогать. Однако теперь, вероятно, попробую.


2023-11-18 22:11

Koss
Как это не бродит? точно должна

Она обычно высыхает белым налетом. Однако не в виде поилки, а на "открытом" воздухе. За месяц в поилке не знаю, может и пойдет процесс брожения. Но можно действительно подключить мини-арену и оставить там плошку с глюкозой (которая в худшем случае просто высохнет). А вот сухофрукты и гаммарус, я думаю, они есть не будут.


2023-11-17 10:20

Koss
Или какого то гамаруса перед отьездом закинуть

Гаммаруса не давайте. Перед отъездом действительно стоит откормить матку сиропом, вероятно во время вашего отъезда у нее появится первичный рабочий. Я к своим отъездам (правда, не более двух недель) всегда оставлял на арене поилку с глюкозой (она не бродит). Может быть и вам подключить к инкубатору поилку, в таком случае, чтобы они этот месяц могли получать углеводы.


2023-11-16 09:56

Koss
Уточню, сейчас нужно ждать появление первого муравья, а потом уже можно начинать кормить сироп/белок?

Можете дождаться появления первого муравья. Если матка была поймана в начале октября, ее запасов должно хватить на выведение первого потомства.


2023-10-27 15:36

Просто небольшая подборка фотографий молодых муравьев лугубрисов.

На следующее фото попала одна из тех 11 фусок, которые поднимали семью год назад

Няньки над молодью

Над нянькой с куколкой различима яйцекладущая самка

А вот уже больше внимания ей на фото

Семья продолжает расти, однако полагаю, что скоро они соберутся зимовать.