Camponotus singularis: gigantes cum capitō rubrō

Афера, если можно так сказать, которую провёл Костя, мой хороший знакомый и владелец магазина TaoAnts, удалась! Не уверен, ввозили ли до этого в РФ раньше, не копанных маток, без рабочих, а свежеотлетевших... Но у него получилось. Был найден китайский посредник, ловивший маток и закуплена пробная партия из 20 красавиц.
Из Китая они попали в Благовещенск, где были покормлены и перепакованы, после отправились к Константину. Он так же, покормив их разослал всем адресатам.
Кстати говоря, Виктор KVA тоже стал счастливым обладателем одной из таких :)
В итоге, 01.08.2019 я получил посылку. Доехала за 4 дня из Краснодарского края. Дал сахарного сиропа и пару дрозофил - отказалась. На следующий день, дал медового сиропа, личинку знахаря и новорождённого туркмена - чуть попила сироп и всё.
Сегодня убрал в сухой, тёплый и тёмный шкаф на пару недель. Матка сингов в состоянии сама поднять первых рабочих.
Кстати сказать, в дороге она отложила 2 яйца, которые немного деформировались, не знаю, испортятся ли они... Сегодня, при отправке в шкаф в пакетике яиц было уже 3!
Честно сказать, сингов живьём я раньше не видел. Сказать, что они крупные - ничего не сказать! Матка огромная! Сын сказал, что это оса :)
01-08-2019-2
01-08-2019-3
Очень жду личинок, первых мурашей... Далее всё буду описывать.

Комментарии

Аватар пользователя Яр

1 - AlexO Кампы вроде куколки без

AlexO
Кампы вроде куколки без коконов особо не едят и если куколка здорова (и не повреждена при ручной распаковке) есть все шансы, что из нее появится муравей.

За всех Кампов не скажу, но у вагусов голые куколки подъедаются очень оперативно (сталкивался с этим, но при других обстоятельствах: у некоторых маток личинки не могли сплести кокон).

Аватар пользователя Harpegnathos

2 - А вот у никобаренсиса дела

А вот у никобаренсиса дела обстоят иначе. Голые куколки иногда появляются, но рабочие выходят вполне нормальные.

Аватар пользователя Roker

3 - Решение нашлось! В поисках

Решение нашлось! В поисках донорских рабочих помог многоуважаемый Дмитрий - dim, он посоветовал обратиться к своему другу Александру. Мы списались и уже через 2 дня я получил бесплатно от него 6 бодрых рабочих сингулярисов, оставшихся в осиротевшей семье.
В тот же вечер, дав прийти в себя с дороги работягам, по одному через подтопление в пробирке, подселил их к матке.
Первого она встретила очень насторожено и с агрессией, но агрессией, скорее от страха и неизведанного. Платой за это первому мурашу был откусанный на треть правый ус. Адаптация друг к другу проходила долго, около получаса. Я ждал и наблюдал.
И вот, долгожданный трофаллаксис!
PHOTO-20191121-213622
На фото в правой камере видно кусок усика первопроходца:
PHOTO-20191121-213345
Второй, третий были приняты уже сразу, по-доброму и с вылизыванием остатков воды. С четвёртым что-то пошло не так, когда закидывал его в инкубатор, матка занервничала и хватанула бедолагу за петиоль. А хватка у неё, как у собаки, клацанье мандибул прекрасно слышно. Как итог - мураш остался парализованным наполовину, т.е., голова и передняя пара лап функционируют нормально, а вот всё, что ниже, как у дохлого - не шевелятся. Пока не знаю, что с ним делать. Жалко. Соратники затащили к себе в камеру с расплодом и кормят его по первому требованию.
1574364479509
Ну и далее, пятый и шестой, обошлись без происшествий.
Матка после осознания происшедшего, взбодрилась, принялась вылизывать удочерённых и просить поесть. Естественно, они в ответ принялись кормить новую мать :)
Я дал им распотрошённого мелкого туркмена, плошку сиропа и воды. Оставил приходить в чувства и пока не трогаю. Новая фотосессия будет на днях.
Кстати, о расплоде... Потемневший и скукоженный кокон мураши пока не распаковали, но и не выкинули (вселяет надежду). Одна из двух личинок намедни завернулась в новый, свежий кокон. Вторая личинка пока кормится новыми няньками и я разглядел несколько яиц, примерно 3-5 штук.
Уверен, теперь дела семьи пойдут в гору. Надеюсь, следующая запись в этом блоге будет про первого своего рабочего.

P.S. Ещё раз, огромное спасибо dim (Дмитрию), Александру и Вячеславу изготовившего мне индивидуально под сингу инкубатор, в котором она и поселилась с комфортом!
Вся эта история, живой пример того, на сколько отзывчивы и бескорыстны бывают люди, увлекающиеся одним и тем же хобби!

Аватар пользователя Яр

4 - Очень надеюсь что ошибаюсь,

Очень надеюсь что ошибаюсь, но сдаётся мне, что причина проблемы кроется не в нарушении поведения самки, а в наличии общего дефекта у её потомства... Если (не дай Бог) это окажется так, то можно будет уже утверждать, что это весьма распространённая история в мире муравьёв, во всяком случае конкретно у Кампонотусов. Ничего невозможно сказать о том, насколько это излечимо, но хочется верить в то, что рабочие смогут положительно повлиять на ситуацию. Я бы также не стал пренебрегать обеспечением возможности для этой семьи выбирать себе подходящие условия, обеспечив градиент этих самых условий как минимум по влажности и температуре. Если с влажностью всё более-менее ясно, то температурный градиент достигается распределением системы инкубаторов на вертикальной оси (в любом доме/квартире температура у пола и под потолком отличается как минимум на пару градусов). Однако, повторюсь: мне лично кажется, что условия тут ни при чём...

Аватар пользователя Roker

5 - Яр причина проблемы кроется

Яр
причина проблемы кроется не в нарушении поведения самки, а в наличии общего дефекта у её потомства

То сеть, ты предполагаешь, что матка не способна дать полноценное потомство? Если бы это было так, то расплод был бы безжизненным на более ранних стадиях или гибнул бы, не достигая стадии коконов. Личинки же у неё вполне живые, подвижные, их кормят и они успешно заплетаются, но проблема на последней стадии - с распаковкой. Я надеюсь, что помощники теперь купируют эту проблему и своевременно будут распаковывать коконы.
Пока ещё ни у кого (как мне известно) нет опыта и тем более, успешного опыта в поднятии хотя бы первого поколения сингов с нуля. Я пристально стараюсь следить за всеми, кто приобрёл себе аналогичных молодых маток и у большинства они уже погибли, так и не дав полноценного потомства. Знаю, пока только одного человека с такой же маткой и подсаженными тремя рабочими. Но там ещё не появилось своих рабочих. Но информация месячной давности и новостей больше я не видел. Возможно ситуация уже другая.
Ещё, как одна из причин, которую я вижу в неспособности раскрыть кокон у моей матки, это повреждение передней лапки, которой все муравьи активно пользуются. У неё нет визуальных повреждений и лапка целая, но она на неё хромает, а зачастую, при передвижении, просто держит её навесу. К сожалению, данную проблему обнаружил недавно, так как будучи в пробирке, она практически не передвигалась, а копошилась на одном месте и заметить травмы я не мог.
В любом случае, уверен, что сейчас она чувствует себя гораздо лучше и уверенней и будет ли результат, покажет время. Думаю, неделя-две и всё будет ясно.

Аватар пользователя Яр

6 - Roker проблема на последней

Roker
проблема на последней стадии - с распаковкой.

Почему именно с распаковкой? Возможно, дело в какой-нибудь генетически предопределённой патологии во время метаморфоза... В результате вскрывать просто некого, потому, что они все мертвы или почти мертвы (обречены) и она это понимает. Ни разу в жизни не видел у маток способных к независимому полностью замкнутому способу образования новой семьи проблем со вскрытием вполне здоровых муравьёв из коконов - всегда всё чётко.

Roker
Я надеюсь, что помощники теперь купируют эту проблему и своевременно будут распаковывать коконы.

Я тоже на это надеюсь.

Roker
Думаю, неделя-две и всё будет ясно.

Согласен. Если при наличии рабочих ситуация с коконами не изменится - причина кроется в неспособности самки дать здоровое потомство. Из 10-ти пойманных мной самок вагусов - 4 оказались со схожей проблемой, так что шанс обзавестись такой самкой не так уж и мал. Можно было бы ещё погрешить на условия, но для этого нужна гораздо более достоверная статистика, полученная при содержании гораздо большего количества молодых самок, занятых выведением первого поколения рабочих. Т.е. был бы их хотя бы десяток и при условии, что всех их постигла неудача - стало бы ясно, что дело в несоблюдении условий, которых данный вид придерживается в природе. Но, к сожалению, в отличии от наших китайских коллег - мы почти лишены возможности проводить такие эксперименты. Кстати, а что об этом говорят, собственно, наши китайские друзья? - есть ли какие-нибудь рекомендации от них? - не интересовался?

Аватар пользователя Harpegnathos

7 - Будем надеяться) За вас и

Будем надеяться) За вас и сингу!

Аватар пользователя Roker

8 - Яр что об этом говорят,

Яр
что об этом говорят, собственно, наши китайские друзья? - есть ли какие-нибудь рекомендации от них? - не интересовался?

Целенаправленно не интересовался. Даже не знаю, к кому обратиться. А случайно не встречал описания.

Аватар пользователя Roker

9 - Сегодняшние фото всей

Сегодняшние фото всей семейки. Калека, всё-таки, почил, но его пока не выбрасывают.
23-11-2019-1
23-11-2019-2
23-11-2019-3
23-11-2019-4
23-11-2019-5

Аватар пользователя dim

10 - Надежда и шанс есть. Была у

Надежда и шанс есть. Была у меня семья Camponotus, в которой матка немогла разродиться почти пол года. Уже нечего было терять, подкинул пару коконов от других кампов. Мамашка тоже отказалась вскрывать коконы, пришлось самому. Один был мертвый, со вторым получилось. И после появления всего одного рабочего попёрло... Все вовремя кормилось, созревало и вскрывалось))
Живы по сей день, у Сергея Митина в ленте появлялись недавно.

Аватар пользователя Roker

11 - dim Была у меня семья

dim
Была у меня семья Camponotus

А что за кампы, Дмитрий? По-ходу, мы все тут завязаны в порочный дружеский круг, внутри которого можно решить все проблемы :)

Аватар пользователя dim

12 - В блоге вроде описывал этот

В блоге вроде описывал этот момент. Он у меня(блог) один.

Аватар пользователя Roker

13 - Лёд тронулся, господа! Лёд

Лёд тронулся, господа! Лёд тронулся... :)
ПЕРВЫЙ РАБОЧИЙ! Живой и невредимый! С 01.08.2019 по 20.12.2019 (~142 дня). Теперь, сразу 3 факта признаются:
1. Матка не дефектная и всё с ней в порядке.
2. Подсаженные сиротки-рабочие пошли на пользу, не дав матке сдохнуть от голода и распечатали первый кокон.
3. Условия содержания, по меньшей мере приемлемы для сингов с нуля.
А вот и немного фото, правда, "с коленки", но всё же (прячется под маткой, полчаса от роду):
20-12-2019-1
20-12-2019-2
20-12-2019-3
20-12-2019-4

Аватар пользователя Harpegnathos

14 - Ещё раз поздравляю!

Ещё раз поздравляю!

Аватар пользователя Рафик

15 - поздравляю ,люблю крупных

поздравляю ,люблю крупных муравьев ,поэтому особенно интересен ваш блог

Аватар пользователя Яр

16 - Мои поздравления! :)

Мои поздравления! :)

Аватар пользователя AlexO

17 - RokerПЕРВЫЙ РАБОЧИЙ! С

Roker
ПЕРВЫЙ РАБОЧИЙ! С 01.08.2019 по 20.12.2019 (~142 дня)

*Шутка про медленное развитие* ))

Поздравляю!) Похоже, что проблемы действительно были в неподходящих условиях содержания. Следующая задача - "разогнать" семью.
Я, кстати, не увидел на фото яиц, матка их когда несла последний раз?

Аватар пользователя Roker

18 - Всем спасибо за добрые

Всем спасибо за добрые слова!

AlexO
Похоже, что проблемы действительно были в неподходящих условиях содержания.

Конечно были, я это слишком поздно обнаружил. На предыдущей странице описано. Грязная и мокрая пробирка...
В общем, на старте было потеряно 3,5 месяца, пока не пересадил из пробирки в инкубатор.

AlexO
не увидел на фото яиц, матка их когда несла последний раз?

Всего сейчас 4 яйца. При чём, двум по-ходу уже совсем не очень, ибо тёмно-коричневыми стали, но нянька с ними носится, как и с двумя другими, нормальными. Последнее появилось 5-6 дней назад. Особой плодовитостью матка не отличается.

Аватар пользователя Roker

19 - Только что, распечатали

Только что, распечатали второго рабочего. На этот раз, с ним всё в порядке, родился полноценным в физическом плане.
26-12-2019-2
26-12-2019-7

К сожалению, с яйцами беда. Новых нет, а старые явно испорчены. Выглядят, как пожёванные. Теперь ломаю голову, чего не хватает матке для новых яиц. Есть подозрение, что слабая влажность... Ох, уж эти синги :)
26-12-2019-6

Аватар пользователя AlexO

20 - Думаю, пока не надо ничего

Думаю, пока не надо ничего менять, пусть поживут в новых условиях еще хотя бы месяц)

Аватар пользователя Roker

21 - AlexO Думаю, пока не надо

AlexO
Думаю, пока не надо ничего менять, пусть поживут в новых условиях еще хотя бы месяц)

Пожалуй, соглашусь. Надо бы их поменьше дёргать. Кормить раз в 2 дня, а не каждый, как сейчас...

Аватар пользователя whex

22 - Roker Выглядят, как

Roker
Выглядят, как пожёванные

Так, кстати, могут выглядеть пересушенные яйца. Может, немного поднять влажность? Всё же есть мнение, то такие "слоистые" акриловые конструкции не очень хорошо удерживают влагу.
Можно соорудить из пластиковой (и плотно закрывающейся) тары ещё одну камеру, и держать её очень влажной (но не мокрой) - вполне может оказаться так, что туда перекочуют яйца и личинки, а коконы будут держать где посуше.

Roker
Надо бы их поменьше дёргать. Кормить раз в 2 дня, а не каждый, как сейчас...

Думаю, приобретенный за два года киперства навык работы позволяет кормить семью "в инкубаторе" без лишнего стресса :)

Аватар пользователя betterform

23 - -

если под ними, "на полу" слой гипса, который действительно смачивается... то как там может быть не влажно? :)
там должно быть "влажнее некуда"...

другое дело, если пол из что то другого....

Аватар пользователя Roker

24 - whexДумаю, приобретенный за

whex
Думаю, приобретенный за два года киперства навык работы позволяет кормить семью "в инкубаторе" без лишнего стресса :)

Возможно, я слишком мнителен по части стресса. При кормлении муравьи замерают на минуту, а потом, без паники выходят на разведку. Но иногда, матка выскакивает, как цепной пёс и начинает щелкать мандибулами так, что аж слышно.)

betterform
если под ними, "на полу" слой гипса, который действительно смачивается... то как там может быть не влажно? :)

Инкубатор состоит из двух камер. В первой, где находятся муравьи почти всё время, пол гипсовый. Но вода крайне медленно расходуется из пробирки увлажнения. Завтра попробую заменить губку. Главное, не затопить мурашей.
Вторая камера с крышкой и акриловыми полом, как мини-арена. Через неё и даю еду.
Ваш инкубатор мне очень нравится, но ждёт своего часа для кого-то ещё. К сожалению, оказался мал для огромной Синги.
Сейчас чередую белок: день пару знахарей, день маленького туркмена. Из углеводов, всегда есть чистый жидкий мёд (меняю раз в неделю), а так же, спелое яблоко. Более влажные фрукты игнорируют, да, в принципе и яблоко потребляют очень посредственно. Плюс, всегда есть в кормушке чистая открытая вода. Её за пару дней выпивают.

Итого, сейчас состав 1/7 (5 не родных) без расплода. Один из рабочих с кривыми усами и задними лапами, передвигается ползком и не особо активен...

Аватар пользователя whex

25 - betterform как там может быть

betterform
как там может быть не влажно? :)
там должно быть "влажнее некуда"...

Вообще легко может:)
Достаточно сделать плотный гипсовый брусок небольшой площади (который будет не очень быстро испарять влагу) и обеспечить потерю влаги воздуха камер через щели между акриловыми листами. И вот, влажность выше 60% не поднимается.

Аватар пользователя Wan1

26 - Можно обклеить боковые

Можно обклеить боковые стороны влажной камеры скотчем, и влажность сразу повысится.
Вообще, конечно, при таком малом объёме слоистый акрил - решение не самое удачное.

Аватар пользователя olga71

27 - Если конструкция инкубатора

Если конструкция инкубатора позволяет подключить трубку, то можно сделать доп. модуль из гипса на 1-2 камеры. Камеры сделать размером как в акриловом инкубаторе, а гипсовый блок отлить большой, чтобы не было резких колебаний влажности. Муравьи разберутся, где расплоду комфортнее.

Аватар пользователя Roker

28 - Мне Артур посоветовал вынуть

Мне Артур посоветовал вынуть всё от пробирки до гипса и приложить сухую салфетку. Влажность сразу будет видна. Салфетка осталась сухой, что говорит о том, что пробирка через губку не отдаёт нужное количество влаги. Губка сейчас доработана и я, наконец, вижу пузырьки воздуха в пробирке, поднимающиеся от впитывания воды в гипс. Гипсовый пол начал полноценно увлажняться. До этого я не придал этому значения. Сейчас, результат на лицо, вода в пробирке медленно, но начала убывать. По всей видимости, я только что отрегулировал автоувлажнение.
Следующий замер влажности сделаю через день...
Всем огромное спасибо за вовлечённость и советы!

Аватар пользователя Roker

29 - Удивительно! Не знаю, связано

Удивительно! Не знаю, связано ли это на столько с влажностью, но с её поднятием сегодня уже 2 новых яйца!
На фото нянька с пакетом из четырёх яиц, два из которых явно в некондиции, а новые сразу заметно:
28-12-2019-1
28-12-2019-2

Общий вид гипсовой камеры. Гипс даже немного поблескивает, хотя на такое увлажнение ушло всего пара кубиков воды. Если завтра не подсохнет до исчезновения блеска, буду пробовать ещё варианты.
28-12-2019-5

Аватар пользователя whex

30 - Roker связано ли это на

Roker
связано ли это на столько с влажностью, но с её поднятием сегодня уже 2 новых яйца!

И влажность, и молодость королевишны. С кормлением всё прекрасно - при ежедневном-то :) сначала вырастет пакет яиц, потом появятся личинки - и пойдёт дело в гору)

Roker
два из которых явно в некондиции

Ну я бы не был так критичен. Ещё это похоже на процесс созревания яйца, например стадию зародыша.
Яйца в некондиции будут выброшены.