Camponotus singularis: gigantes cum capitō rubrō

Афера, если можно так сказать, которую провёл Костя, мой хороший знакомый и владелец магазина TaoAnts, удалась! Не уверен, ввозили ли до этого в РФ раньше, не копанных маток, без рабочих, а свежеотлетевших... Но у него получилось. Был найден китайский посредник, ловивший маток и закуплена пробная партия из 20 красавиц.
Из Китая они попали в Благовещенск, где были покормлены и перепакованы, после отправились к Константину. Он так же, покормив их разослал всем адресатам.
Кстати говоря, Виктор KVA тоже стал счастливым обладателем одной из таких :)
В итоге, 01.08.2019 я получил посылку. Доехала за 4 дня из Краснодарского края. Дал сахарного сиропа и пару дрозофил - отказалась. На следующий день, дал медового сиропа, личинку знахаря и новорождённого туркмена - чуть попила сироп и всё.
Сегодня убрал в сухой, тёплый и тёмный шкаф на пару недель. Матка сингов в состоянии сама поднять первых рабочих.
Кстати сказать, в дороге она отложила 2 яйца, которые немного деформировались, не знаю, испортятся ли они... Сегодня, при отправке в шкаф в пакетике яиц было уже 3!
Честно сказать, сингов живьём я раньше не видел. Сказать, что они крупные - ничего не сказать! Матка огромная! Сын сказал, что это оса :)
01-08-2019-2
01-08-2019-3
Очень жду личинок, первых мурашей... Далее всё буду описывать.

Комментарии

Аватар пользователя Roker

1 - CordedWare Сигнал, что матка

CordedWare
Сигнал, что матка пока не голодная?)

Да, размер её брюшка не уменьшился и впечатляет :)

CordedWare
А каким сиропом поите?

У товарища своя пасека, он мне каждый год даёт свежий мёд. Разбавляю 1/2 с водой и даю всем своим сиропопьющим. Пока, никто не отказывался.
Синге же пробовал давать и сахарный сироп, но его она вообще игнорировала.

Аватар пользователя Roker

2 - Немного поснимал Сингу,

Немного поснимал Сингу, правда, без подсветки, дабы не злить заботливую мамашу. Она усердно кормит свои прогрессивно растущие личинки, каждую по очереди, бережно их перекладывая. При чём, личинок (а их сейчас 4 крупных) раскладывает кругом, а в центр складывает яйца. На фото этого не особо видно. Личинки же, как птенцы, активно поднимают свои хоботки, прося поесть.
Как-то так:
06-10-2019-3
06-10-2019-5
06-10-2019-6

Аватар пользователя Roker

3 - А вот и первый кокон!

А вот и первый кокон! Выходит, в период от яйца до кокона прошло 65 дней (+-3). Подразумеваю, что кокон-имаго, ещё месяц.
08-10-2019-1
08-10-2019-2

Аватар пользователя vladik99

4 - Поздравляю!!! Очень круто.

Поздравляю!!! Очень круто. Да, в коконе еще месяц. У меня, в 25-градусной температуре это заняло месяц и 4 дня.
А с моей колонией печаль. Случайно переувлажнил - съели пакет яиц. Крайне мелкая куколка вылупилась из кокона, и вымерла через несколько дней. Фууух.

Аватар пользователя Roker

5 - На сегодня, у синги 4 кокона,

На сегодня, у синги 4 кокона, относительно не большого размера, одна личинка и горстка яиц. Очень жду начала ноября и появления первых рабочих. Все апартаменты для них уже готовы. Пока, шкаф, пробирка на 20, температура +27.
Матку раз в неделю подкармливаю сиропом и дрозофилами/знахарем. Выглядит упитанной и бодрой.

Аватар пользователя Roker

6 - Сегодня один кокон потемнел,

Сегодня один кокон потемнел, причём весь. Заметно темнее других. Это нормально?

Аватар пользователя AlexO

7 - RokerСегодня один кокон

Roker
Сегодня один кокон потемнел, причём весь. Заметно темнее других. Это нормально?

Вроде да. По идее, у всех муравьёв с тёмной окраской кокон перед вылуплением значительно темнеет (у тех же веников). Вот-вот должен появиться первый рабочий :)

Аватар пользователя Roker

8 - AlexO у всех муравьёв с

AlexO
у всех муравьёв с тёмной окраской кокон перед вылуплением значительно темнеет (у тех же веников)

Синги не венаторы и даже, не понерины. Вот и переживаю.
К тому же, у веников ни разу не замечал сильного потемнения. Так, не очень значительно.

Аватар пользователя AlexO

9 - RokerСинги не венаторы и

Roker
Синги не венаторы и даже, не понерины. Вот и переживаю.
К тому же, у веников ни разу не замечал сильного потемнения. Так, не очень значительно.

Потемнение куколки перед выходом имаго характерно для многих насекомых (заметнее, естественно, у более тёмных видов). У моих фусок, например, коконы перед выходом муравья темнели. У пиликорнисов не замечал (но там сам муравей очень светлый). У тетрамориумов и феидоле куколки перед оживанием всегда становятся тёмными (эти вообще мирмецины). Можно и дальше пойти - куколки пчёл и зофобаса тоже перед выходом темнеют))
Ну и, наконец, в этой теме http://antclub.org/node/10155?page=4 Seafrost писал про потемнение кокона у сингов перед выходом (18 пост).

Аватар пользователя Roker

10 - AlexO Ну и, наконец, в этой

AlexO
Ну и, наконец, в этой теме http://antclub.org/node/10155?page=4 Seafrost писал про потемнение кокона у сингов перед выходом (18 пост).

Вот за это спасибо! Куколки, понятное дело, но сам шёлк темнеет. Теперь я спокоен и жду первенцев :)
Кстати, матка стала агрессивней реагировать на свет. Подгребает под себя все коконы, открывает челюсти, как-бы готовясь к обороне.

Аватар пользователя AlexO

11 - Roker Вот за это спасибо!

Roker
Вот за это спасибо! Куколки, понятное дело, но сам шёлк темнеет. Теперь я спокоен и жду первенцев :)
Кстати, матка стала агрессивней реагировать на свет. Подгребает под себя все коконы, открывает челюсти, как-бы готовясь к обороне.

Шёлк вроде темнеть не должен, можно на всякий случай проверить, когда рабочий выйдет. Агрессия у матки, думаю, это хорошо - матка чувствует себя уверенно, готова постоять за расплод :) (вместо того, чтобы съесть его и искать другое место для колонии, как это могут делать трусливые матки).

Аватар пользователя Harpegnathos

12 - Да, у мои ников первый кокон

Да, у мои ников первый кокон очень сильно потемнел перед вылуплением и скукожился, я даже вскрыл его, правда, рано. Потом понял, что так и должно быть.
Скорее всего, вы со дня на день ждёте синга)

Аватар пользователя Bazil007

13 - Слежу каждый день за постом,

Слежу каждый день за постом, не обновился ли, жду появления помощников для матки. У меня тоже появилась такая же 2 недели назад, успела снести 6-7 яиц. Как поддерживаете едой / сиропом, что даете и как часто?

Аватар пользователя Roker

14 - Bazil007 Как поддерживаете

Bazil007
Как поддерживаете едой / сиропом, что даете и как часто?

Писал уже, что белок практически не берёт (дрозофилы, личинки знахаря и резанные и целые, 5-ти дневных тариков), из углеводов очень слегка медовый сироп. Глюкозу и сахарный сироп вообще игнорирует.

Harpegnathos
Скорее всего, вы со дня на день ждёте синга)

вот этого бы очень хотелось :)

Аватар пользователя Roker

15 - Уже почти неделю несколько

03-11-2019-2
03-11-2019-3
03-11-2019-4
Уже почти неделю несколько коконов сильно потемнели, в тёмно-серый цвет. К тому же, как бы, высохшие стали. Не думаю, что мёртвые, надеюсь, что ещё рано.
Фото плохого качества, может кто подскажет? Всё ли ок?

Аватар пользователя AlexO

16 - То, что так усохли, на мой

То, что так усохли, на мой взгляд не нормально. По идее, до самого выхода муравья должны форму держать.

Аватар пользователя Harpegnathos

17 - Нет, не согласен пока. У

Нет, не согласен пока. У кампонотусов может очень темнеть кокон и даже быть такое на вид усыхание. У сингов это усугубляется тонкой оболочкой, насколько знаю. Я бы подождал.

Аватар пользователя Яр

18 - Roker может кто подскажет?

Roker
может кто подскажет? Всё ли ок?

У вагусов незадолго до выхода коконы всегда очень темнеют. Иногда выглядят такими же "помятыми"... По-моему всё нормально.

Аватар пользователя Roker

19 - Спасибо всем за опытные

Спасибо всем за опытные советы. Жду. На текущий момент уже 5 тёмных коконов, три из них совсем "в обтяжку" зародыша, при чём, просматриваются и голова и лапки и брюшко. Говорят, что перед "рождением" они ещё и шевелиться начинают. Пока такого не замечено. 08.11 будет месяц с момента заплетения первого кокона, так что, ориентируюсь на конец недели. Проверяю каждый вечер.
Помимо этого, ещё 3-4 светлых кокона, 2-3 крупных личинки, пара мелких личинок и средний пакетик яиц, примерно 5-6. В общем, при появлении помощников, им будет чем заняться :)
Матка живёт в 20-ти миллиметровой пробирке, думаю, при появлении первых рабочих, подключить к пробирке инкубатор, который заказывал индивидуально под неё:
PHOTO-20191104-200959

Аватар пользователя Colobopsis

20 - Для кампа такое состояние

Для кампа такое состояние кокона является нормой. Темнота кокона зависит ещё от цвета рабочего.

Аватар пользователя Roker

21 - Сегодня матка распотрошила

Сегодня матка распотрошила один кокон, по всей пробирке валяются ноги и часть брюшка. Ни головы, ни чего остального. Вообще трэш какой-то. Завтра месяц с первого кокона. К тому же, пропали мелкие личинки и яйца. Осталась самая крупная личинка, три тёмно-серых кокона и один светлый.
Какие могут быть причины?

Аватар пользователя Дарья2

22 - Я думаю что это всё

Я думаю что это всё стресс или голод.
Как часто проверяете её? Давно кормили белком/сиропом? Просто как я знаю матку обычно забывают, и лишь изредка проверяют. Могу ошибаться.

Аватар пользователя bx

23 - Colobopsis является

Colobopsis
является нормой

вообще не норма

Roker
матка распотрошила один кокон

закономерно.

Аватар пользователя Roker

24 - bx закономерно. в чём

bx
закономерно.

в чём проблема? Что сделать?

Аватар пользователя AlexO

25 - Roker Сегодня матка

Roker
Сегодня матка распотрошила один кокон, по всей пробирке валяются ноги и часть брюшка. Ни головы, ни чего остального. Вообще трэш какой-то. Завтра месяц с первого кокона. К тому же, пропали мелкие личинки и яйца. Осталась самая крупная личинка, три тёмно-серых кокона и один светлый.
Какие могут быть причины?

Моё мнение - что-то не так с жилищем, а скорее всего с водным режимом. Возможно, слишком мокрая ватка - матка прислонила кокон к ней, он набрал воды и куколка "задохнулась". Потом на мертвой куколке пошли какие-нибудь грибки/бактерии, остальному расплоду тоже поплохело и матка решила от него избавиться.
Лично я переселил бы матку в какую-нибудь гипсовую конструкцию (простейший вариант - небольшая пищевая ёмкость с залитым гипсом дном и дырочками для вентиляции), где расплод не сможет контактировать с открытой водой. Ну и сапротрофов туда забросил - для создания биологического равновесия.

Аватар пользователя Roker

26 - Александр, тут скорей

Александр, тут скорей наоборот, вата больше сухая, чем влажная. Контакта с ней у коконов нет, я бы заметил. Мне кажется, матка их "передерживает" и вовремя не распаковывает. По факту, такая картина.

Аватар пользователя AlexO

27 - RokerАлександр, тут скорей

Roker
Александр, тут скорей наоборот, вата больше сухая, чем влажная. Контакта с ней у коконов нет, я бы заметил. Мне кажется, матка их "передерживает" и вовремя не распаковывает. По факту, такая картина.

Насчёт мокро/влажно Вам виднее, но в целом я пока остаюсь при мнении, что матке не очень нравятся текущие условия. Муравей всё таки довольно специфичный. Например, если тех же понерин вспомнить - в пробирке многие виды нормально не развиваются, хотя как-то живут и даже какой-то расплод могут растить.
В целом, на первый взгляд, у нас есть два варианта, почему гибнет расплод:
1. Не очень хорошие условия содержания. Что именно не нравится - можно устанавливать довольно долго (хорошо, если за это время не случится ничего плохого и необратимого). Исправить можно, собственно, сменой этих самых условий.
2. Что-то не так с данной конкретной маткой. "Плохая" генетика, поведенческие расстройства или что-то ещё - понять может быть трудно, но, если скажем матка сама по себе "бракованная", тут уже ничего не поделать - она может годами ложить яйца, растить личинок, но рабочих так и не выведет. Если же неправильное поведение вызвано плохими условиями жизни - дело, теоретически, можно исправить путём смены этих условий.

В общем, что делать - решать Вам. Я бы попробовал подойти к содержанию этих муравьёв (в плане обустройства жилища) как к содержанию венаторов (с которыми они, кстати, сосуществуют в природе).

Аватар пользователя bx

28 - Roker Что сделать? Скорее

Roker
Что сделать?

Скорее всего проблема либо с маткой, либо с влажностью, я бы подождал, если и со следующей будет такое же, тогда точно пробовать пересилить, возможно как вы предположили влажность не достаточна.
У париусов часто такие проблемы возникали, первые пару коконов бывало так же темнели у некоторых и потом либо разбирались, или же относились в мусорку к сухой ватке. Но в принципе всегда в какой то момент матка все же начинала их распаковывать, ну а там уже помощники этим начинали заниматься.

Аватар пользователя Roker

29 - bx Но в принципе всегда в

bx
Но в принципе всегда в какой то момент матка все же начинала их распаковывать

Спасибо за разъяснения. Продолжу наблюдать.

Аватар пользователя Roker

30 - Друзья, ну, как-то тревожно,

Друзья, ну, как-то тревожно, матка сидит на уже высохших тёмно-серых коконах (есть помимо 1 светлый и 1 личинка) и не думает никого распаковывать. Сдаётся мне, без помощников она не справится. Либо, как вариант, самому распаковывать.
Что делать? Боюсь, загнётся почти без еды 4 месяца. Да и опыта в ручной распаковке коконов нет...