Комментарии пользователя

2019-06-10 23:38

Арену сегодня до темна успел построить:

Арена

Дорогу подвести не успел... Как рассветёт - буду доделывать. Пока бурёнками на сосне заинтересовались дикие мирмики… Их не много и ходили они по наземной тропке, которая теперь перекрыта ареной. И всё же... как бы эти мирмики не стали проблемой...


2019-06-10 16:02

AmStaF
Честно, я думал что киперы не особо смотрят с любовью на этих мурашей из-за огромных колоний)

Много Вы знаете огромных семей этого вида на руках у киперов? Раз-два и... всё


2019-06-09 22:41

Roker
Ярослав, про павиду написал лишь потому, что у Артёма в профиле она стоит в желаемых муравьях :)

Ясно-понятно :) Не догадался посмотреть, вот и возмутился: что за противопоставление такое неестественное :)


2019-06-09 22:15

ShwabArt
очень хочу их многа )
очень готовлю им всего )

Очень Вас поддерживаю! Как по мне, наши Лазиусы - одни из самых интересных муравьёв в мире.

Roker
Артём, когда заведёте Myrmecia pavida, тогда расскажите о нигерах :)

Владимир, о таких вещах (сугубо моё субъективное мнение) лучше не спорить. Вот, как по мне, интересного в Myrmecia pavida - лишь необычный внешний вид, как по мне (опять же, моё сугубо субъективное мнение) интересного в их поведении в сравнении с формицинами - чуть меньше чем нисколько. Понерины довольно примитивные муравьи. Но каждому - своё. Многим очень нравятся эти живые динозавры из мира муравьёв. Другим нравятся виды муравьёв эволюционно более продвинутые, с более сложной организацией быта, семьи, хозяйства, с несравненно более сложным поведением. Каждому - своё, и, к счастью - муравьёв на планете хватит на любой вкус.


2019-06-09 21:07

Посадил под окном вот такую замечательную сосенку:

сосенка

Качество ужасное, но иначе - большой размер/вес фото не принимает.
А на сосенке этой живут вот такие замечательные "бурёнки":

"бурёнки"

Завтра доделаю арену и подведу дорогу, и... вытащу ватку, затыкающую вход на дорогу с домашней арены. Решение какой будет арена в перспективе окажется либо блестящим, либо совершенно идиотским - третьего не дано. Я хочу склеить из поликарбоната "забор с бортиком-козырьком" по внутреннему периметру, который снизу намажу вазелином, конструкция эта будет заглублена в грунт сантиметров на 15, а снизу... ничего. Да, снизу просто земля, из которой и растёт сосна, т.е. вниз - никаких ограничений, кроме грунта. Я уверен, что они не станут копать, я уверен. Но всё равно волнуюсь :) А вдруг закопаются и вспоминай как звали... но нет, не должны! Они уже видели много земли и даже не подумали покопать хоть чуть-чуть. Буду, конечно, бдительно следить за этим моментом. Ах да! - для вагусов делаю, конечно. Древесные кампы - единственные муравьи, которых можно подпускать к земле. Снова я опоздал к началу их сезона... Долго искал подходящую сосну с колонией тли.


2019-06-09 19:14

bx
Пока её нет, можно слегка обломить край сферы

Тоже думал над этим, как над радикальным способом. Вот что остановило: завтра в понедельник я приду с работы - всё будет так же. Она потратит полдня и починит то что я разрушу. А на меня за это затаит обиду (шутка) :) Всё что мы увидим, каждый день отламывая кусочек - не вышел ли первый рабочий, а также то что мы уже видели: личинок, как она их кормит, как они растут по краям первого маленького сота.
Вот что я надумал: появятся рабочие - начнут строить вниз следующий уже большой сот, который совсем не сразу скроется под такой же оболочкой, надеюсь и предполагаю. И соты эти, по идее, будут дальше опускаться вниз в несколько ярусов - там ещё будет на что посмотреть, если, конечно, меня подпустят так близко. Это будут такие же соты с личинками, только большие (больше в диаметре). Каждый раз, при строительстве очередного сота - его должно быть хорошо видно, как и всё что происходит в нём и на его поверхности, вроде. Подожду рабочих, оценю степень их лояльности ко мне и станет всё ясно :) Впрочем, степень их лояльности не так уж и важна: в случае необходимости я одену защиту и всё равно сфотографирую всё что нужно :) А день появления рабочего, я думаю, что и так не пропущу: должна она себя чем то выдать - малейшее движение внутри сопровождается хорошо слышимым шорохом, да и должна она заменить Шершуню (основательницу) на вылетах, которые не царское дело, ведь, не безопасны же...


2019-06-09 17:57

Рафик
Похоже месорам сироп не нужен

Точно. Насколько мне известно - он им противопоказан. Когда я держал Мессоров - мне даже в голову не приходило давать им сироп, потому что я ничего не знал про сироп, а живших параллельно Бегунков, я долгое время кормил сахарной пудрой. Про то что пудру, которую было в разы сложнее достать чем обычный сахарный песок, можно заменить последним, разбавив водой, я догадался сам, увидев на рыбалке как бегунки облепили кружку со сладким чаем :) С тех пор Бегунки стали пить сироп, который я делал "на глаз", главное - чтобы жидкий был. Но Мессорам я сироп не предлагал, даже не знаю почему... поэтому ничего не могу сказать, опираясь на собственный опыт. Негативные отзывы тоже встречал.

Рафик
Теперь по компонотусам
две матки кампонотусов (вроде майские 2019) у обоих много яиц ,может уже и личинки (я туда оч редко залезаю- не хочу тревожить) давал несколько раз мелких зоофобусов ,тоже придавленных,через пару дней остается только кожура .Так вот ..как быть с сиропом ?

При появлении первых/первого рабочего, к инкубатору подключается миниарена, ну, или не мини, тут Вам решать, и на этой арене кормить с кормушки сиропом на ватке. Кормить каждый день с того самого дня, как подключите арену/арены, кормить сиропом столько сколько съедят.


2019-06-09 17:19

А это тот же вход к вечеру того же дня:

Вход

Больше лепить некуда, иначе она просто не пролезет... Вот незадача, теперь совсем ничего не видно и не понятно... Попробовал с разных ракурсов со вспышкой:

так

и эдак

сравнил со старыми фото и понял, что ячейку с первым рабочим (будущим) в это отверстие не видно... Вот незадача. Как теперь я с точностью до дня определю её (рабочего) появление? Пока, даже, не знаю... Может она под этой оболочкой молчком и не шурша день взрослеть будет... Ну, рано или поздно не я её, так уж она меня точно обнаружит :) Конечно, я не надеюсь, что она будет рада встрече как я... В общем - посмотрим :)


2019-06-09 10:57

Дарья2
Положила в папку, чтобы была хоть какая то звукоизоляция

Муравьи не слышат звуков. Им просто нечем слышать звуки - у них нет тимпанального органа слуха. Возможно, слышат только ультразвук и то - это не точно. Зато они очень чутко воспринимают вибрации тех поверхностей, на которых находятся. Инкубатор бессмысленно защищать от громких звуков, но целесообразно защитить от вибраций. Проще говоря: муравьи не услышат раскат грома, даже звук близкого выстрела, но будут чувствовать топот, стук дверками шкафа и многое другое, нам не ведомое.


2019-06-09 10:57

Дарья2
Этого достаточно чтобы она себя хорошо чувствовала?

Думаю - да.


2019-06-09 10:37

Иван73
В моём блоге колонией будет считаться 1 матка и N-ое количество рабочих. У себя вам никто не запрещает называть семьями, федерациями, транскорпорацией и тд.

Избыточный и, на мой взгляд, не вполне уместный юмор. Впрочем, Ваша правда - в своём блоге Вы можете называть их хоть государством :)

Иван73
Так как сами рабочие должны получать для своей жизнедеятельности преимущественно углеводы)

"преимущественно" не означает "только", в такие крайности я не верю. Притом, давайте попробуем разобраться: из чего состоит тот же таракан? - лишь на, примерно, 40% состоит из белка, остальное - жировое тело, витамины, минеральные вещества и... запасённые углеводы, у млекопитающих это "животный крахмал" гликоген, у насекомых - Бог знает, но либо то же самое, либо какой то аналог, иначе они были бы вынуждены потреблять моносахарид (у нас это глюкоза, у насекомых, вероятно, не только она), который идёт на образование энергии, ежеминутно, но этого не происходит. Более того - среди муравьёв есть виды, которые почти совсем или, даже, вовсе не используют корм богатый углеводами и обходящиеся одной лишь охотой - углеводы им предоставляют личинки, перерабатывая излишки животной пищи (кочевники и иже с ними разные понерины, хоть и не все подряд).

Иван73
Только я предполагаю,что все это идёт на корм матке.

В основном - матке и личинкам, это верно.


2019-06-09 09:38

Развитие семьи вагусов продолжает набирать обороты. Новые коконы появляются каждый день, среди них есть парочка довольно крупных. Аппетит у муравьёв - отменный, настроение хорошее :) Наблюдаю как в этой семье зарождается механизм мобилизации: если раньше, даже при наличии живой добычи на арене, охотой занимались только фуражиры, которых в семье было 3-4 всего, то теперь, если на арене появляется крупная добыча, тем более если она хоть немного брыкается, то первый же нашедший её фуражир стремглав несётся в гнездо и, нервно толкая там всех - устраивает настоящий переполох, после чего на арену высыпает с десяток охотников. Раньше такого поведения у них не было, кого бы ни нашёл фуражир - тащил в гнздо исключительно сам. Несколько фото для семейного альбома:

Крупный кокон

Ещё коконы

"Царица" со свитой


2019-06-09 09:11

На сегодняшний день отверстие-вход в гнездо уже имеет диаметр, который позволяет ей войти не протискиваясь, но и не более того. Вот теперь, судя по всему, можно говорить о том, что "свою" часть работы, связанную со строительством, основательница завершила. Теперь плохо видно сам сот... надеюсь не пропустить день выхода первого рабочего, благо - его ячейка видна, если смотреть снизу.

Гнездо

Едва заметный сот


2019-06-09 08:20

Дарья2
но нигеры - не герки.

Хоть, казалось бы, яйца герков и заметно крупнее. Дарья, этот вопрос требует опыта и более высокой квалификации. Я хоть и люблю почитать умные, достойные доверия книги о муравьях, написанные авторами, авторитет которых не вызывает сомнения - и то уже "поплыл" :) Просто подождите: появятся личинки - значит оплодотворена, а если яйца будут, со временем, становится совсем прозрачными и дальше их дело не пойдёт - значит нет.


2019-06-09 08:07

Дарья2
Задумываюсь я, а она оплодотворена?

Подождите - время покажет.

Дарья2
Яйца у неё почему то жёлтые, а зародышевой "полосы" не вижу.

Жёлтые - это нормально. А зародыш можно разглядеть только при увеличении на просвет и имея приличный опыт в этом деле. Невооружённым глазом разглядеть это не так уж и просто.


2019-06-09 08:01

Harpegnathos
какая зародышевая полоса еще?

Если смотреть с увеличением то можно увидеть: оплодотворено ли яйцо. Оплодотворённые, неоплодотворённые и кормовые яйца - все заметно отличаются друг от друга.


2019-06-09 07:55

Surem
пока нет личинок, мне кажется, можно им много белка не предлагать.

Мои вагусы трескают и мух и тараканов даже когда уже находятся в диапаузе, дохаживая последние коконы. И после зимовки, потеряв весь расплод, даже без единого яичка - насекомых уплетают с аппетитом. Раньше я бы и сам спросил бы язвительно: "и как же они их уплетают без помощи личинок, если способны только всасывать растворы? :) " Но теперь уже знаю: именно так и уплетают - всасывая растворы (у муравьёв развито внекишечное пищеварение, т.е. облизывая и разминая жвалами - они смачивают мягкие ткани слюной, которая насыщена ферментами. В итоге мягкие ткани превращаются в бульон, который и всасывают муравьи). Если подходить со всей строгостью науки - вагус (по типу питания) это зоофаг-трофобионт, т.е. использует в пищу любую, преимущественно членистоногую, мелочь и имеет развитые формы трофобиоза с тлями, собственные колонии которых охраняет. Исходя из этого, а также из личного опыта, рекомендую давать насекомых по мере потребления, а углеводный корм - не реже раза в сутки и столько - сколько смогут/захотят выпить.


2019-06-07 20:45

Дарья2
плюс от меня и моего сердца!

Спасибо, Дарья! :)


2019-06-07 19:10

Всё-таки она потихоньку достраивает гнездо: удалось пару раз заметить как она лепит по чуть-чуть, а так же в ретроспективе нескольких дней становятся заметны изменения. Теперь гнездо обрело шарообразную форму с небольшим, более менее округлым входом снизу:

Гнездо сегодня

К слову: в нём заплелись, приготовившись окукливаться уже 5 личинок :)


2019-06-05 15:22

Значит, чёрная с двумя полосками на брюшке? - спасибо, Дарья, что предупредили нас! Лично я теперь буду глядеть, что называется, в оба глаза, а то не ровен час...
Кроме шуток: для лёта нигеров и, соответственно, облетевшихся их самок ещё рановато. Потерпите с месяц - их будет масса. Только сразу хочу Вас предупредить: не ловите слишком много: держать большое количество муравьиных семей - хлопотная задача даже для опытного кипера.


2019-06-05 12:55

Дарья2
Задумываюсь над переселением.

Рано, очень рано. Никакой формик и переселение в него ей сейчас не нужны. Появятся рабочие, хотя бы десятка полтора - тогда пора. Это не в этом году случится, если случится вообще... С появлением первых рабочих, дай Бог они появятся - подключите к инкубатору миниарену для удобства. А сейчас поставьте её в сумрак и забудьте на неделю-другую.


2019-06-05 11:19

Дарья2
А можно ли подсадить к ней коконы нигеров? Примут ли они её? А она их примет?

Нет, она их вскроет и съест куколки, а те что не съест - выбросит.


2019-06-05 10:28

Я вижу в пробирке недопитый сироп? - ближе к выходу, у сухой ватки? - если так, если даёте сироп без "мисочки", прямо на стекло пробирки, то всё недопитое сразу убирайте, прям сразу. Если матка сильно измажется в сиропе - скорее всего погибнет. И часто кормить её не надо, в принципе - вообще больше не надо. Поменьше тревожьте. Сироп тщательно сотрите сухой ваткой, можно ещё слегка влажной и снова сухой - пробирка/инкубатор должна быть чистой.


2019-06-04 20:27

whex
А сколько куколки будут зреть, интересно)

В центральном соте вчера заплелась, засекаем дни до выхода из куколки.

whex
в качестве прикорма можно использовать и мёд - это тоже очень неплохо поможет вплоть до выхода первых рабочих.

А я ей предлагал и мёд и сахарный сироп и подпорченное яблоко - нуль внимания, почему то... Ей, видимо, хватает той сахаристой прозрачной жидкости, которую она получает от личинок. Заснять не удаётся, но когда она просит у личинок корм - те выделяют довольно объёмную каплю этой жидкости, которую она с жадностью выпивает. Может, мои пчёлы делают какой то неправильный мёд... никто его не ест, кроме родителей (моих).


2019-06-04 20:18

Рафик
интересно описываете

Спасибо :)


2019-06-04 18:28

prografix
Есть просят.

А едят они ну просто как "не в себя", правда и растут очень быстро. Вот, за сутки приготовились окукливаться ещё две личинки:

заплелись

Притом шёлк у них настолько белый и блестящий, что напоминает собой синтепон :)


2019-06-03 23:24

TimK
Вот что писал мне Длусский

Полностью согласен. Нужно только понимать, что даже ничтожный процент самок F. polyctena от общего количества в рамках района, которые прибегли к этому способу, далеко не основному, может выглядеть как вполне масштабное явление.


2019-06-03 22:02

whex
Где-то я встречал именно такое объяснение - это способ коммуникации.

Вот и я помню, что где то скупо, всего пару строк читал об этом. Вроде у Кипяткова в "Мир общественных насекомых", но, как ни стыдно, но нет времени на то чтобы перечитать полностью, а выборочно - не нашёл...


2019-06-03 21:48

whex
Основной способ - это отводки.

Да, и особенно для F. polyctena, но однажды в мае осмотрев дубовую рощу, именно F. polyctena я обнаружил в большом количестве схваченными предположительно фусками (полностью чёрная на вид сервиформика), гнёзда которых располагались под корой упавших дубов, а так же под корой упавшей с дубов на землю. Мне нужна была кора, немного, и коконы сервиформики для самки Formica (s.str), но не polyctena, которых я никогда не хотел заводить, а какой то другой, более похожей на пратенсиса, пойманной не задолго до этого. Тогда я ещё тоже не понимал: ни весной, ни в начале лета - никаких коконов у сервиформик ещё нет. Вот под корой, так сказать, в верхней части гнезда, я и обнаружил схваченных F. polyctena (Formica (s.str) с блестящей "попкой", её трудно спутать с другими) и не было похоже, что сервиформики поймали и притащили их как добычу, было похоже, что их ловили и растягивали при попытках проникнуть в гнездо (гнёзда, я осмотрел несколько, около 5 гнёзд сервиформика и обнаружил в каждом по 2-3 схваченных F. polyctena). И это муравей, который склонен размножаться отводками.
В прочем, как это обстоит в природе - не суть. Суть в том, что для поднятия семьи дома, единственный путь это временный социальный паразитизм на сервиформике. Как по мне "паразитизм", когда речь идёт о Formica - это такой же "термин" как и "рабовладение". Ведь есть муравьи-паразиты, но их мало и это не Formica, потому и "временный социальный"... как бы что ли :)

whex
Кстати, а кто для Вас эта "формика в широком смысле"?

Собственно Formica, которая не образует собой в составе рода отдельный подрод вроде:Serviformica, Raptiformica и подобные


2019-06-03 19:34

GooG
из этой матки колония получится или нет?

Ну а для чего ещё нужны матки? Но если просто посадить её в инкубатор, покормить и ждать - то нет. Нужны донорские коконы сервиформик, нужны молодые рабочие, полученные из них и подсаженные к этой самке. Но коконов сервиформик в природе сейчас нет, это делает любые попытки бесперспективными. Отпустите её, мой Вам совет.


2019-06-03 19:26

По личинкам: у меня возник вопрос, ответа на который я не нахожу: что делают личинки на этом видео:

что делают личинки?

Предполагаю, что круговые движения - это окутывание изнутри сота шёлком (но это не точно), а зачем они, резко подгибая голову, скребут сот? - общаются? - ну, вроде того: "я тут всё хорошо" или "я тут есть хочу"? :) Кто-нибудь знает?


2019-06-03 19:20

Тараканы пошли впрок (хоть их количество несоизмеримо меньше чем количество самостоятельно добытой ею пищи) - сегодня первая из личинок сплела крышечку на соте и приготовилась окукливаться:

Крышечка

И ещё фото полдничающей малышни, для разнообразия:

Полдник


2019-06-03 19:10

Неустанно охотится с утра до вечера, поражаюсь: как в них (личинок) столько лезет?! - видимо, значительная часть перерабатывается в прозрачную жидкость, которую они отдают маме. Надо полагать, эта жидкость содержит всё необходимое для жизни самки и, в первую очередь, богата сахаром. Фарш, который она приносит с охоты, чаще всего - чёрный, но судя по тому что из таракана, которого за окрас называют "вишнёвым", фарш получился почти совсем белым - цвет фарша мало (ничего) не говорит с точностью о цвете того существа из которого он сделан. Таким образом, на кого она так много охотится - так и покрыто мраком тайны...

Кормит расплод

Она (Шершуня) очень добра ко мне: вот застукала как я шпионю за её ребятнёй, подобравшись очень близко, но не наказала, а просто присела на затылок, от чего я чуть не упал :) Ведь на затылке - шерсть (волосы), которые, вроде, должны её побуждать к агрессии... Или только пчёлы не любят тех кто покрыт шерстью из-за медведей? :)

Полдник в детском саду


2019-06-03 18:51

whex
Ну, если это именно подрод формика.

Это точно Formica (s.str), чтобы это однозначно понять качество фото даже избыточно.

whex
высшие формики

Кто такие "высшие" формики? Это Formica (s.str)? А кто тогда низшие? - все остальные? Если так, то с какой стати эти деления? Впрочем, пусть будут... высшие так высшие. Но временный социальный паразитизм - это неотъемлемая часть их репродуктивной стратегии, тут уж ничего не попишешь. "Сенсации" будут рождаться по любому поводу, мне кажется :)


2019-06-03 18:37

Что то намудрил со спойлером :) Ну да Бог с ним... По формику: в целом - служит неплохо, но гипсовых камер можно было делать и поменьше... Насколько я понял, самое востребованное (как жилое) пространство - это непосредственно сообщающиеся гипсовые с деревянными камерами. То есть последний гипсовый этаж и первый деревянный. К сожалению, исходя из этой логики идеальными получились всего две камеры на весь формикарий. Впрочем, это не беда, но на будущее учту. Кстати, полочки и ниши муравьям явно нравятся:

Полочка и ниши

Ну, или, может быть, им деваться некуда так как одна из наиболее привлекательных камер снабжена этими "удобствами" :)
А ещё, оказывается, вагусы иногда развлекают своих личинок тем, что катают их на себе (шутка)

Покатушки


2019-06-03 18:22

Тем временем вагусы порадовали первым в этом году коконом:

Кокон

20190603_164042.jpgВ этом году надеюсь уже увидеть "головастиков" :) Но пока - вот такой небольшой скромный кокон.