Комментарии пользователя

2013-06-30 21:17

Втёрлись в доверие, дождались, пока я потеряю бдительность, выбрали подходящий момент и...
В общем, приезжаю я сегодня с дачи, а формикарий пуст - мураши, всей своей дружной семьёй, переехали жить в цветочный горшок с тлёй.
Интересно было бы посматривать, как им это удалось, по тому, что я плохо себе представляю, как матка смогла пройти по тонкой ниточке, по которой, пока я на них смотрел, не мог пройти и гружёный рабочий.
Тем не менее, что есть, то есть...

Варианты дальнейших действий:
1. Механический отлов.
2. Не поливать горшок, пока он совсем не пересохнет, а рядом держать увлажнёны формикарий.
3. Подготовить их к самостоятельной жизни и отпустить не волю.
4. Оставить всё как есть.


2013-06-27 11:53

Можно попробовать замуровать провода в солёный гипс, а потом, получившийся датчик встроить в формикарий, при его изготовлении...


2013-03-05 06:28

Добавил в пост немного информации об обработке фоток.


2013-01-15 22:23

milhinsa
Не думали об этом?

Ну, на самом деле, да.

При постоянной температуре в помещении и отсутствие автоматического контроля, температура в формикарии зависит:

1) у контактного обогревателя (термоковрик, или из фальги):
- от мощности греющего элемента.
- от теплового баланса системы (то есть от скорости и путей отвода тепла), который здесь играет большую роль.

2) у инфракрасной лампы:
- от мощности
- от расстояния
- от поглощающих свойств поверхности
- от теплового баланса.

3) воздушное душирование:
- мощность нагревателя
- расход воздуха
- расстояние
- тепловой баланс (в небольших и строго заданных пределах)

Таким образом, в первом и втором варианте, конечный результат, во многом зависит от не регулируемых и, от части, не контролируемых (не стабильных) факторов (свойства поверхности и тепловой баланс). Кроме того, возможен локальный перегрев (особенно в первом случае).

В третьем же варианте, ни при каких обстоятельствах, температура формикария (ни в целом, ни на каком-либо отдельном его участке) не может превысить температуры обдувающего его воздуха, которая, в свою очередь, целиком и полностью зависит только от регулируемых (и вполне стабильных) факторов (мощность, расход воздуха, от части расстояние).

Хотя, пожалуй, с учётом прочих параметров (эксплуатационных, например), мой вариант всё-же менее предпочтителен.
И уж точно проигрывает термошнуру с датчиком (если не будет проблем с конденсатом).

И ещё, она мне просто нравится)


2013-01-10 21:31

Ну, я в принципе могу заделиться, но сейчас их не так чтобы очень много, и они не в лучшей форме...


2013-01-07 22:43

Грелка оказалась вполне удобна и эффективна.
В формике +26 - +28, тогда как в комнате +20 - +23. Шума теперь нет.
Так что я доволен.
Муравьи вроде-бы тоже.

Единственное что высыхать он теперь быстро стал...

Фотика сейчас нет, по тому, фотка неказистая:

jabacrack
сопротивление спиральки из киловатного фена будет около 50 Ом, а значит с 12 вольт мы получим около 3 Ватт. Думаю этого будет маловато и спиральку все-равно придется уменьшать.

Нагрев прямо от сети запитан
БП сгорит при мощности свыше 6 Вт.


2013-01-05 20:28

Да, теперь я подключил вентилятор через пятивольтовый зарядник от телефона, в результате чего существенно снизилась скорость его вращения.
В таком режиме он работает практически бесшумно, а дует слабо.
Температуры нагрева стали такими:

21 Вт, без крышки: +8
21 Вт, с крышкой: +9
30 Вт, без крышки: +11,5
30 Вт, с крышкой: +13

Однако теперь он почти не создает воздушной струи, а значит его надо располагать очень близко от формикария, отчего вероятно возникнет сильная неравномерность нагрева.

В перспективе неплохо бы сделать плавную регулировку скорости и пятнадцативаттный режим нагрева.

Кстати, мне кажется, что если оставить его без обдува при включённом на 30 Вт нагреве, то ничего страшного не случится...


2013-01-01 11:16

После того, как предыдущий форм пошёл насмарку, я уже было собрался сделать новый, такой же, но вовремя одумался.
Во первых, были сомнения по поводу функциональности данной конструкции, а во вторых, в обозримой перспективе его некем было заселять (муравьёв мало, прирост медленный...).
В общем, дело легло в долгий ящик.

Тем временем наступило лето, а в пробирке стало немного тесновато, в связи с чем было решено сделать небольшой несложный форм, чтобы, с одной стороны, расширить мурашам жилплощадь, а с другой, опробовать на практике те сомнительные конструктивные решения, что были применены в предыдущей модели.
Кроме того, мне захотелось иметь возможность рассматривать находящихся в формикарие муравьёв через микроскоп. Для этого надо было, чтобы конструкция и габаритные размеры формика поваляли устанавливать его на предметном столике, а расстояние от внешней поверхности лицевого стекла, до дна камеры не превышало расстояния на котором микроскоп фокусируется при желаемом увеличении (в моём случае это ~11 и ~7,5мм для 4-х и10-и кратного объектива соответственно).

Корпус сделан из 4-х миллиметрового оргстекла, а сверху обычное стекло толщиной 2 мм (самое тонкое, какое удалось добыть).
Гипсовая смесь такая же, как и в прошлый раз (алебастр, целлюлоза, натуральная сиена, золотистая охра, вода) - чтобы посмотреть, как она себя поведёт на практике (особенно по части плесени).
Исходя из условия фокусировки, камеры были сделаны глубиной 8 и 5,5 мм (делать все по 5,5 я побоялся - вдруг мало, но нет мурашей и такие вполне устраивают).
В процессе сборки нет ничего интересного. Задерживаться на нём не стоит.

Вот результат (фотки сентябрьские):
Форм 2.jpg

Муравьи.JPG

Потом я подключил к нему стакан с ареной, которые остались от предыдущего форма:

Общий вид.jpg

Здесь опасения не оправдались: муравьям не составляет труда подниматься по вертикальному каналу и отнюдь не хочется прыгать с арены.
Побеги если и есть, то очень редки. Лично я ни одного не зафиксировал.
Некоторую опасность представляет водная преграда - за пол года было 3 утопленника.

Другое дело, что с водой всё-же есть некоторые сложности - стенки стакана со временем покрываются коричневым налётом. Сейчас то его легко вымыть, но вот потом то это будет весьма проблематично. Возможно здесь поможет частая смена воды.
Кроме того ржавеют спицы...

С плесенью, по истечению полугода никаких проблем нет.

К середине осени нижний лист оргстекла почему-то изогнулся. В результате дно почти оторвалось.
Возможно это связано с набуханием гипса...
Теперь его сложнее приладить к микроскопу.

Касательно микроскопа.

Сам то я на них посмотрел, но до полноценного использования здесь ещё далеко.
Надо сделать так, чтобы закреплённый на предметном столике форм мог в вместе с ареной перемешаться во всех плоскостях.
Займусь я этим когда (если) куплю цифровой окуляр. Тогда же смогу и интересных фоток понаделать.


2012-02-26 09:28

Хм...
Я просто вытряхиваю ватку.
Наливаю в пробирку воды, чтобы вата сильно намокла, и вытряхиваю её таким же движением, как сбрасывают температуру на медецинском градуснике, или стукаю об ладонь.
Обычно ватка вылетает с третьего-четвёртого рывка.


2012-02-21 11:48

С лева объект, потом идет линза (стрелочка вверх-вниз - гдето мне запомнилось, что двояковыпуклые линзы так обозначают, могу ошибаться), потом диафрагма и изображение объекта; пунктиром - то как шли бы лучи, если бы диафрагмы небыло, сплошными линиями - как они идут через диафрагму.
Пока я это не нарисовал мне упорно казалось, что диафрагма, закрываясь, должна обрезать изображение с краёв, но теперь хорошо вижу, что свет в каждую точку изображения концентрируется всей плоскостью линзы, и соответственно проходит через всю открытую площадь плоскости диафрагмы. Таким образом, уменьшение отверстия диафрагмы уменьшает не колличество точек, на которые попадает свет, а колличество света, который попадает на каждую из точек.
И да, действительно, получается что если в центре отверстия разместить монетку, то она не заслонит часть изображения, а только снизит его яркость.


2012-02-20 16:44

По видимому оно так:
2-Model2.jpg


2012-02-20 10:52

Но почему тогда размер отверстия влияет на яркость изображения?
Я вижу только один вариант, как это возможно - через каждую точку (хотя нет - через окружность) плоскости диафрагмы должны проходить лучи несущие всю информацию об изображение. Тогда при уменьшении диаметра отверстия будет снижаться только интенсивность поступления информации на матрицу (то же должно получиться, если расположить например монету в центре отверстия диафрагмы).
Но как такое происходит в реальности - не понимаю.


2012-02-19 19:04

Мне вот не понятно, почему при уменьшении диафрагмы снижается яркость, а не угол обзора...


2012-02-02 15:43

А какой наполнитель?


2012-01-29 20:09

Martinoff, сахара добавь.


2012-01-29 07:58

Вообще мне бабушка чего-то такое рассказывала...
Ещё до войны, у них на хуторах таким образом то ли ревматизм лечили, то ли иммунитет укрепляли, в общем любили спиной на большой муравейник прилечь (Formica rufa по видимому).


2012-01-28 07:30

Я однажды сделал своим лазиус нигерам такой гоголь-моголь из из яйца целиком (и желток и белок) - вообще есть не стали. А вот с желтком - едят с удовольствием.
Но сейчас надо посмотреть, что получится - будет ли она продолжать съедать свои яйца после получения белковой пищи. Потому, что если ничего не изменится, то и смысла нету продолжать кормить её таки неестественным, для этого вида, кормом. Если же результат будет положительный, то это будет значить, что проблема именно в недостатке белка. И тогда имеет смысл поискать друге способы накормить её им - например куриное мясо.
Однако, я посмотрел сейчас по блогам, и вроде бы данных от том, что "жидкие углеводы" именно что вредны мессорам, не нашёл. Понятно что в природе они такого не едят, но в данном случае целью является не накормить матку сиропом, а уговорить её поесть белковой пищи. Мёд лишь приманка. (Кстати странно, что матки жнецов любят сироп...)
А естественный для себя корм - семена, она ест? Растительный белок - тоже белок...

И наверное не стоит перебарщивать. Я своих нигеров, после того как у них собственные внутренние резервы закончились (так получилось, что от поимки до первого муравья, который вылупился вчера, прошло почти пол года...), не чаще раза в неделю гоголь-моголем кормил (мошек не ели).


2012-01-27 19:44

А почему всё же белок?
Желток имеет гораздо большую пищевую ценность...
И не забывайте о том, что Malleus сказал - один раз дали и хватит (я бы, дак и вообще не рискнул бы, наверное...).


2012-01-26 21:34

Даже в виде исключения?


2012-01-26 21:27

На сколько я знаю, идея с чаем многократно обсуждалась и была отвергнута из-за плесени.
Мне кажется, натуральные пигменты - идеальный вариант. В частности сиена хороша своим цветом.


2012-01-26 18:27

Я бы в таком случае всё же накормил бы белковой пищей...
Если смещать яичный желток с мёдом (или сахаром), то от такого блюда она вряд ли откажется.
Однако, сырые яйца - дело рискованное.


2012-01-21 08:31

Какая откормленная....
Не лопнет?
Надо бы мне своих кормить чуть по чаще, а то уж истощали совсем, по сравнению с этой)

Кстати,

Tvoi_kapitan
Рацион: Сироп (яичный белок, вода, сахар)

Я и сам похожей штукой кормлю (голь-могль: желток+мёд), но дело то опасное - в сырых яйцах может всякая зараза содержаться, сальмонелла например (знакомый будущий ветеринар говорит, что бывает это крайне редко, а вот знакомая медсестра говорит, что весьма часто...).

Пчёлы к сальмонеллезу восприимчивы, вероятно и муравьи тоже...

Но если уж и кормить таким обзором, то, мне кажется, желток использовать предпочтительнее.


2012-01-20 16:39

Вата таки пригодилась.
Личинка уложенная в кучу ваты окуклилась как положено - в коконе.
Хотя мне осталось непонятно - в чём проблема зацепится за стенку пробирки, или за лежащие рядом яйца...
P1090115 м.jpg


2012-01-19 14:00

Нет, я имел в виду насыпать тальк поверх грунта.
Чтобы выращивать растение в обычным способом, а тальк изолировал бы грунт от муравьев и не давал бы им разбежаться.
Росту растения тальк не помешает а придумать способ уважения труда не составляет.


2012-01-19 13:13

А может просто постелить в цветочный горшок пленку, и засыпать тальком?


2012-01-19 08:02

Тогда может им опилок немного подбросить?
Всю вату она уже сегодня снова в дальний конец пробирки унесла.

А большая численность расплода от части объясняется его медленным развитием (кстати, может и на оборот... Вдруг она просто не успевала за всеми яйцами ухаживать?). Однако, и плодовитость у обеих маток не малая - после кормежки они могут за несколько дней снести примерно треть такой кучи.


2012-01-19 07:47

Можно попробовать с гидропоникой что-нибудь придумать. Только мороки с ней много...
Травиться они вряд ли будут - концентрации не велики. По крайней мере у нас на даче муравьи без проблем жили в гидропонной теплице.

Но проще всёже изолировать грунт. Только нужно выбрать подходящее растение, с единым стеблем у земли. Подорожник, одуванчик или газон вряд ли подойдут...

Летом я хочу попробовать присимбиотить к своим муравьям тлю, такчто тоже с этой проблемой столкнуть.


2012-01-16 21:38

Хм, обычно обстановку в нашей комнате характеризуют словом "бардак"... ))

На банке получилось много трещин разного размера, которые росли со временем. Кроме того, в одном месте образовалось помутнение от микротрещин.
P1090061.jpg
(Эта трещина потом ещё в двое выросла и другие появились)
Да и термометр подвёл - воды боится.

Кстати, умная мысля приходит опосля.
Только что придумал как избежать трещин - надо сделать на тыльной стороне банки вертикальный разрез (компенсатор). Но уже поздно.
В следующий раз применю...


2012-01-16 20:52

А я всё испортил.
Решил обработать гипсовую форму наждачкой, чтобы она не разрывала банку при расширении от влаги, но переборщил и теперь она не плотно примыкает к стенкам.
Не вижу способа исправить, иначе как перезалить заново.
Только теперь мне придётся хорошенько подумать по поводу бумаги...


2012-01-16 11:38

Я перед тем немного по экспериментировал и заставить бумагу заплесневеть мне не удалось. Хотя может я был недостаточно упорен...
К тому же, я сейчас продумываю идею с ногохвосткамй - биологические средства я уже как-то привык считать наиболее эффективными в различных ситуациях.
А существенные потери в прочности возникают только при больших концентрациях.
Может я и не прав, но в данном случае я предпочту сбежится в этом сам, по тому,что ваши аргументы, на сколько я вижу, основаны на домыслах. Получившийся же материал мне очень понравился и без веских причин отказываться от него я не хочу.
И да, ноги у этой идеи из антклуба растут, но о том, что она спорная я узнал только сейчас - както мне казалось, что все уже давно так делают...


2012-01-16 11:09

Можно дно шприца вырезать не целиком - оставлять по пол миллиметра с краю, а сеточку класть сверху на эту каёмку, без фиксации.

А при малом уровне вода не выливается?


2012-01-15 21:05

Там, на сетке, ватка изнутри?
Муравьи по наружной поверхности трубки к сеточке подходят?


2012-01-15 20:58

Реальное имя: Крылов Сергей
Дата рождения: 01.01.1988
Род деятельности: студент (вечерник), работаю инженером по вентиляции.
Живу: Россия, Санкт-Петербург.
Домашние животные, кроме муравьев: кошка, рыбки.
Любимые фильмы: Если убрать всяких Форестов Гампов, Побеги из Шоушенка и всё такое, то можно примерно такой список составить (в порядке, как вспомнились): Зеркало (Тарковский), Седьмая печать, Дерсу Узала, Яйцо Ангела (уж очень он глубокосмысленный), Трилогия мести, Портрет с дождём (уж очень он светлый), 5 сантиметров в секунду (уж очень он красивый), Догвиль (уж очень он мизантропный), Донни Дарко, Иди и смотри (пожалуй лучший фильм о войне), Инк.
Любимая музыка: русский рок, с уклоном в альтернативу.
Любимые книги/авторы: затрудняюсь ответить... Раньше то много читал, но ничего особо существенного - в основном фантастику (типа Лукьяненко, Снегова и т.д., зарубежных авторов тоже Бредбери, Генри Каттнер, Дэвид Зинделл, Гарри Гаррисон...), до сих пор интересуюсь нашими и зарубежными фантастическими рассказами, из 60-80 годов (даже небольшую коллекцию советских ежегодных сборников собрал...). А, ну и Стругацкие, конечно ("Улитка на склоне" и "Град Обреченный" претендуют на то, чтобы я называл их своими любимыми книгами). Булгаков хорош. Впрочем и классику порой читаю Солженицын, Достоевский, Довлатов (хотя он не особо то классика...).
Другие увлечения: велосипед, фридайвинг. Сейчас вот на баскетбол повадился ходить, но играть особо не умею). Было бы много денег, занялся бы парашуютным спортом.
Муравьи, которые живут у меня дома: Lasius niger
Муравьи моей мечты: пока что скромно - Myrmica rubra (с детства их люблю).
Мое фото:
P1090104 М.jpg


2012-01-14 23:12

Мне конечно есть, что возразить, но речь то здесь не об этом - я эти фотки запостил, чтобы получившиеся цвета посмотреть можно было.


2012-01-14 09:10

Увеличивается гидрофильность (лучше впитывает воду, медленнее сохнет - реже надо увлажнять), несколько уменьшается плотность (снижается конечный вес конструкции), материал легче обрабатывается - хорошо режется ножом, не крошится.
Хорошая штука.


2012-01-14 08:23

Я, когда формик заливать собирался, сделал несколько пробных заливок, чтобы подобрать состав гипсовой смеси.
Вот, что получилось:

Сухие
P1090067.jpg
P1090070.jpg

Мокрые
P1090071.jpg
P1090073.jpg
(на первой и четвёртой фотографии цветопередача наиболее точна)

Состав образцов:

4
Гипс (г) - 55 мл
Сиена жжёная (сж) - 5 мл
Вода (в) - 40 мл

5 (заметно меняет цвет даже при малом увлажнении)
г -60 мл
сж - 4 мл
в -40 мл

6 (мягкий как хлебная корка)
г-40 мл
Целлюлоза (ц) - 16 (~2000 мм.т.б.)*
сж - 4 мл
в - 100 мл

7 (При заливке на поверхность выступает вода; мягкий как твёрдое яблоко)
г - 40 мл
ц - 5 (~625 мм.т.б.)
сж - 2 мл
в - 50 мл

8 (почти не меняет цвет при слабом увлажнении)
Алебастр (а) - 50 мл
ц - 1 (~125 мм.т.б.)
Сиена натуральная (сн) - 3 мл
в - 40 мл

9 (почти не меняет цвет при слабом увлажнении)
а - 50 мл
ц - 1,5 (~187 мм.т.б.)
Охра золотая (оз) - 3 мл
в - 40 мл

10
а - 50 мл
ц - 2 (~250 мм.т.б.)
сж - 2 мл
сн - 1 мл
оз - 1 мл
в - 45 мл

11
а - 50 мл
ц - 2 (~250 мм.т.б.)
сж - 2 мл
сн - 1 мл
оз - 1 мл
в - 40 мл

12
а - 50 мл
ц - 3 (~375 мм.т.б.)
сж - 3 мл
оз - 1 мл
в - 40 мл

Бутылка (результат неудачной (к счастью) попытки залить формикарий - смесь схватилась при размешивании)
а - 750 мл
ц - 5625 мм.т.б.
сж - 45 мл
оз - 15 мл
в - 600 мл

И сам формикарий (мокрый)
P1090061.jpg
а - 550 мл
ц - 4000 мм.т.б.
сн - 40 мл
оз - ~10 мл (две чайных ложки с маленькой горкой)
в - 450 мл

Розовая полоска - попытка воспроизвести №5 (он сильнее всех меняет цвет при увлажнении).

----------------------------
* Изначально я измерял количество целлюлозы по объёму, сильно сдавливая в шприце размоченную туалетную бумагу, но потом, в самом конце, придумал измерять её в миллиметрах длинны бумажной ленты. В скобочках переведены значения количества целлюлозы переведённые из миллилитров в миллиметры (1 мл = 125 мм.т.б.), но надо помнить, что в месте с мокрой бумагой (которая измерялась в миллилитрах) в смесь попадало некоторое количество воды.