Комментарии пользователя

2008-12-28 23:29

Согласен. Но, опять же, не для всех поголовно. Тетра и мессор могут жить без сдвигов диапауз и вообще без диапауз как таковых. Но тут есть еще одна мысль: не вредит ли муравьям такая жизнь без перерывов. Коллеги из буржуйских стран делают диапаузы всем видам, которые в природе живут при ярковыраженной смене времен года.

Вопрос не по теме: "Мир общественных насекомых" есть где-то в электронном виде? Если нет, то сколько она стоит у вас в Москве?


2008-12-28 23:23

Закончил арену и переселил компонотусов. Стоило только положить пробирку на арену и открыть. Переселились в течении 15 минут при лёгкой панике. Я им предложил гипсовую секцию и две деревянные. Вернее, одну деревянную. Переход во вторую деревянную пока заткнул ваткой. Выбрали гипсовый. Причём, самую нижнюю камеру с конденсатом на стекле. (Малость переувлажнил). На фото видна ещё одна большая камера ниже той, в которой разместились муравьи, но туда нет прохода. Там только песок и маленькое отверстие в стекле для иглы шприца. Эта камера сделана для увлажнения формикария. Муравьи первый день усиленно обследовали арену, забирались во все щелочки. Потом два дня я отлавливал на крыше формикария и полу в день по три - четыре компонотуса. Причем, похоже одних и тех же. Наконец после долгих наблюдений выследил, где вылезают. Заклеил пластилином. Теперь спокойно. Усиленно уносят курятину. Сироп -- не очень. Но часто пьют конденсат со стёкол. Похоже, в пробирке им не хватало влаги. Теперь отрываются. На арену выходят редко. Два -- три фуражира. Не больше.


2008-12-28 22:37

Вот нашёл у Кипяткова (Мир общественных насекомых):
"Большинство видов муравьёв зимует с личинками. У видов рода формика и катаглифис взрослые муравьи проводят зиму без расплода. Куколки муравьев не способны зимовать, а яйца могут перезимовать лишь у некоторых видов (афеногастер, феидоле) в условиях достаточно мягкого климата. В конце теплого сезона у взрослых муравьёв и личинок наступает так называемая диапауза -- состояние, когда процессы жизнедеятельности заторможены, а устойчивость организма к неблагоприятным факторам, в том числе и к холоду, повышена..."

Лично моё мнение: диапауза -- это как сон у человека. Необходимость. В обычных условиях человек спит ночью. Если человека изолировать в комнату без окон и часов, то период сна может постепенно сдвинуться. Так и диапауза у муравьев. Сезонная необходимость для видов с холодным периодом в жизни. Если эти виды изолировать в домашние условия без холода, то этот период может сдвинуться, но не исчезает совсем. Он записан в генах муравьев наших видов.


2008-12-28 20:29

TimK: "Я читал, что в диапаузу муравьи уходят или без расплода или с личинками..."

В природе скорее всего так и есть у ряда видов, но в неволе картина другая. Диапауза - это всё же не реакция на температуру, а состояние, вызванное либо сменой сезонов, либо кикими-то другими (непонятными по крайней мере мне) факторами. В состоянии диапаузы личинки прекращают свой рост, колония перестает активно питаться и развиваться, матка не откладывает яиц. Нкоторые виды наших кампонотусов (в частности мои лигниперды и один неизвестный мне вид) уходят в диапаузу примерно к середине лета. Т.е. семья абсолютно не развивается и изредка питается только углеводным кормом. Личинки лежат без развития по три месяца, прежде чем появятся необходимые для проведения зимовки условия (сразу в холодильник в июле их не засунешь). При полноценной зимовке располод выдерживал температуры ниже 5 гр (ниже нуля не знаю, не рисковал). Также в литературе читал, что личинки северных лептотораксов выдерживают температуру в -59 гр (после того, как написал, сам засомневался). Правда непродолжительно. Сейчас перезимовашвшие так личинки неплохо растут. Так что на практике как минимум кампонотуса можно пускать в зиму с расплодом.

Теперь ответы:
1. Зимовать кампонотус должен больше месяца. Я держу примерно два месяца при температуре 5-10 гр. Месяц результатов не дает. Зимовка при 15 гр также результата не дала, хотя при такой же температуре руфибарбис перезимовал и стал быстро развиваться.
2. Если матка одна, то никуда не переселяйте. Дождитесь первых 25-30 рабочих. Мессора переселял при 20.


2008-12-28 17:52

Я читал, что в диапаузу муравьи уходят или без расплода или с личинками, поскольку яйца и куколки не могут пережить диапаузу и холод. Нужно это иметь ввиду.


2008-12-28 16:31

Сироп практически не даю, хорошо едят мед. На арене постоянно присутствует свежая вода в поилке, чем муравьи активно пользуються.


2008-12-28 15:49

У муравьев было пиршество! Оставшиеся в живых забивались во всевозможные щели, вот фотки ногохвосток:


2008-12-28 15:46

Сегодня приобрел у Василия белых тропических ногохвосток (около 1000 штук). Из них персадил штук 800 в формикариум к мессорам, остальных в формик от ферерро роше к нигерам.
Для пересадки собрал нехитрое приспособление: от капельницы сосуд, в него вставил обрезанный колпачок от шприца, на конец которого присоединил трубочку к формикариуму. В сосуд от капельницы вставил воронку, застелил отверстие в ней крупной марлей и высыпал по чуть-чуть субстракт с ногохвостками, которые проваливались через всю конструкцию в формик, через трубочку. Вот фото конструкции:


2008-12-28 14:58

Может есть сироп, но нет воды? Сироп не служит муравьям одновременно и источником пропитания и источником утоления жажды (особенно если он слишком концентрированный). Когда-то по такой причине у меня были летальные исходы. Теперь просто делаю менее концентрированный сироп и даю воду (в основном в пробирки).


2008-12-28 14:01

Просто проблема в том, что и банановых они тоже плохо едят. Но я заметил, что сверчков едят отменно, только тех размер которых не превышает 2-4мм


2008-12-28 11:11

Ожили куколки самцов без коконов, а вот кокон мураши кажется "потеряли", они его закидали кусочками ваты и так там и забыли, его уже почти и не видно. Так что из 2 поколения личинок выход 2 полноценных самца. (опять пропорция из кучи яиц в штук 20 на выходе 2 самца).
А вот с третьим поколением выходит интересней.... из тех двух пакетов яиц что лежали без движения пока росли личинки 2 покаления, к настоящему моменту до стадии почти окукливания дошли 11 личинок !! толстые жирные с просвечивающимся мясом криветки внутри, занимаю почти треть пола пробирки. Да поближе к вате опять образовалась огромная куча яиц.


2008-12-28 10:57

Слухи о смерти старого фуски оказались сильно преувеличены :) Погиб муравей каникулярии, и к сожалению этим дело не ограничелось, за неделю умерло 4-5 мурашей. Причем умерают муравьи без каких либо внешних проявлений, с полным общественным желудком, и только каникулярии, а значит самые молодые, среди 6 минеров пока падежа нет и фуска бегает живой.
Ломаю голову над причиной смертности. Рядом стоит пробирка с каникуляриями из того же муравейника и тогоже возраста но с маткой амазонки, условия и кормление одинаковые. Разница в том, что колонию амазонки я не отправлял на зимовку в холодильник и у нее есть яйца личинки и коконы (самцов).
Если у кого есть мысли по данной проблемме, изучу их внимательно и с благодарностью.


2008-12-28 10:49

Вроде как это действительно не венатор, а либо Anochetus sp., либо Odontomachus troglodytes.
Рыженькие вроде как Tetramorium scytalum, а черненькие вроде как Camponotus grandidieri.
Определитель с картинками здесь: http://www.antweb.org/seychelles/species.pdf


2008-12-28 01:55

Завидую я вам Василий...повезло с макулатус!Очень красивый камп!!!Я сам уже год, наверно, хочу достать этот вид, но увы...)


2008-12-27 23:23

Видимо всё лёт всё же был пропущен, т.к. они роятся как раз после лёта. Колония принимает молодую матку и делится.


2008-12-27 23:18

«Читаем и смотрим следующую тему: Немного о Tetramorium. Там достаточно фотографий как самих рабочих, так и матки. »

Выходит матка значительно больше и легко различима?
У нас тетра не летит а роится ,в мае, образуются на земле или в траве клубки мурашей с литр или более. Я брал такой клубок - в банку и перегонял по трубке всех мурашей в другую, явной матки не было…
Лёт пропустить не мог, и дома и на работе весь песок утыкан норами…
Один раз на руку сел смешной маленький крылатый муравей 5-6 мм. С полосатым брюшком, поймать не смог :) я думал это тетра :)


2008-12-27 22:54

У меня даже выбраться не помогли!


2008-12-27 22:53

Я тоже ради интереса подкидывал кокон нигера к флавусам. Не приняли. Дождались когда созреет, помогли выбраться и съели. Вот так.

________________________________________
"Мал муравей телом, да велик делом"


2008-12-27 22:46

Знаете, у вас вроде не гарпегнатос, а одонтомахус.


2008-12-27 22:44

Читаем и смотрим следующую тему: Немного о Tetramorium. Там достаточно фотографий как самих рабочих, так и матки.


2008-12-27 22:43

И у меня есть тетрики. Да, по-поводу количества расплода и аппетита на все это правда. Действительно интересные мураши. И рыть у них очень хорошо получается ;)

________________________________________
"Мал муравей телом, да велик делом"


2008-12-27 22:03

Её тяжело сфотографировать, она все время в движении.


2008-12-27 21:52

Я таких за сезон выгоняю раз десять..
На фот пришли к коту молочка попить
http://ant.bov.com.ru/content/gallery/images/SG104620.jpg
К стати видел много раз роение (очень похоже как у пчел), но не разу не видел матку , вообще крылатых..
Есть фото? Скиньте ссылку..


2008-12-27 21:16

Да, макулатус - красавица! Даже не знаю, как комментировать...

Гарпегнатос "венатор" на второй снизу (просматривается с трудом)? Как я понял, пока не ясно, что это конкретно за вид. Очень интересно посмотреть, как будет вести себя семья.


2008-12-27 20:48

Я посадил сейшельцев в баночки из-под детского питания с влажным кокосовым субстратом. Матки начали рыть себе норки и откладывать яйца. Больше всего меня радует пятнистый древоточец (Camponotus maculatus) (Рис. 1). Она вырыла себе огромную норку. Потом "венатор" с челюстями-капканами тоже снесла 3 яйца (Рис. 2). Потом мелкие рыженькие (Рис. 3). Самыми последними в списки радостедоставляющих находятся псевдонигеры (Рис. 5). Яиц у них я пока что не вижу. Нигеры - они и в Африке нигеры.


2008-12-27 20:33

Яб таких шустрых красавцев завёл! :)


2008-12-27 20:23

Мои кампы тоже после зимовки плохо едят белок. Давал курицу, интнреса не вызвало, Мясо криветки тоже. Кидал злотоглазок живых и дрозофил, вынесли в угол. Личинок облизывают и кормят, долго наблюдал. Думал, мож им не нужен белок, мож остался из зимних запасов. Вчера пойпал здоровенную муху, немного придавил и кинул вечером. Утром обнаружил у входа в форм объеденый хитин. Значит белок нужен? Привередливые очень, свежих насекомых перебирают.
Что ещё можно предложить им? Банановых сверчков и других кормовых насекомых у нас не продают, хотелось бы из более доступных продуктов.


2008-12-27 19:50

К слову о кормлении кампов. Информация к размышлению.
Сейчас вывел из диапузы маленькую семейку предположительно вагуса. Личинки довольно быстро стали расти. Сироп пьют отменно, воду тоже неплохо. Кидал кусочки сверчка - никакой реакции, сверчок портился. Сегодня кинул сверчиную лапку просто ради проверки. Они ее утащили, разгрызли и выели. Даже матка участвовала. Надо будет попозже кинуть еще кусочек. Ситуация понятна: нужно кормить растущих личинок, но такие аппетиты в мое практике сожержания кампонотуса скорее исключение нежели правило.


2008-12-27 19:45

Второе фото просто фатальное! Они прогрызли ватку и расширили себе пространство для жизни. Чувствуется их почерк. Вот так они любят грызть всё, что грызется. Смотрю на фотографии и становится не по себе, как вспоминию побеги по полмуравейника за раз.


2008-12-27 19:43

Действительно толпа огромная, жрут наверное много)
Им формик уже пора строить.


2008-12-27 18:57

Очень похожи на тех, которых я видел в Тайланде...
они больши по размеру... рабочие 2-3мм солдаты 10-17мм вот примерно такая разница


2008-12-27 18:27

Спасиба большое)) ща пойду пробывать)


2008-12-27 18:10

Я мурашей ненавидел с детства. Они водились в клубнике и оооочень больно кусались (не знаю что за вид, рыжие такие) ноги опухали. Позже они расплодились до такой степени что по двору нельзя было ходить босеком, и вывести их не удавалось.
Потом на курсе 3 увидел у SLY его формикарий, до окончания университета был равнодушным к увлечению товарища. Потом как то пошол с ним на "охоту", и мне досталась трофейная матка нигеров в пробирке со словами " если надоесть выпустиш", понравилось не выпустил )
Потом на на Даче завелись Кампонотусы, которые полностью вытеснили всех "рыжих-кусючек", и я стал просто ОБОЖАТЬ мурашей ) и завёл себе Кампонотусов )


2008-12-27 17:38

Компов переселял как Стелс. Положил мини форм на арену, даже подрезать пришлось, а то крышка арены не закрывалась. И сонные на вид муравьи за пол часа шустро переселились в новый форм.
Нигерам просто в старый форм засунул трубку, которая выходит на арену нового. Переселялись часа 2, матка и штук 5 муравьёв ни в какую не хотели переходить в новое жильё, остальные прекрасно устроились в новом формике. Такое впечатление, что им пофиг что там с маткой происходит. Пришлось разрезать форм и вытряхнуть её с няньками на арену, хорошо он пластиковый был. И после этого тупо сидела на арене пока я её не подтолкнул ко входу в форм. Когда нащупала вход усами сразу рванула в него и залезла в самое неудобное место для просмотра, вот блин..! Ну да ладно, зато муравьи в новом форме стали активнее раза в 4.


2008-12-27 14:46

Есть две проблемы - первая у нас в Москве флавиусов нет, вторая - я пробовал им подбросить коконы нигера, а они их не приняли((


2008-12-27 13:25

Не всегда всё так просто получается. В большинстве случаев плесень муравьев не беспокоит, и из-за нее они не будут покидать обжитое ими место. + не всегда стратегия с затемнением-нагревом проходит успешно. Нагрев я вообще не рекомендую, т.к. легко превысить допустимый порог. Я таким образом переселял лазиусов. Очень туго шли. Джае когда температура поднялась до опасных пределов (сколько, не знаю, но рукми чувствовал, что пробирка более, чем крепко теплая), матка ни в какую не хотела покидать пробирку даже когда все рабочие из нее ушли и даже когда они пытались ее силой утащить. В общем то было очень хлипкое насильственное переселение.

Теперь же я делаю по-другому:
Любой формикарий (нормальный формикарий) представляет собой систему муравейник-арена. Арена должна быть более-менее приличной по размерам, а именно вмещать в себя предыдущую конструкцию (думаю пробирка влезет без проблем). Ставим старый форм на арену, открываем его и оставляем мураьев разбираться что к чему. Тут потери минимальны. С пробиркой дело обстоит немного сложнее, т.к. ее нельзя полноценно открыть для воздействия условий окружающего мира, т.е. она всегда представляет собой закрытый элемент с одним выходом, мы только можем регулировать диаметр этого выхода. Тем не менее убираем все ватки-трубочки, освещаем арену. Новую пробирку или форм греем обогревателем (или чем там обычно у вас поддерживается температура в муравейнике), предварительно затемняем., арену лучше не греть.

Считаю, что это наиболее гуманный метод + он себя оправдал и в отношении скорости переселения. Буквально недели две-две с половиной назад так переселял Messor denticulatus. Переселял из пробирки в небольшой гипсовый форм. Пробирку положил на арену, открыл, форм затемнил, провел под ним термошнур. Переселились в течении часа. Переселялись довольно смело, т.е. не пугались чужих запахов трубки и гипса: сразу забежало пару штук, понюхало, поняло, что тут хорошо и тепло, и в короткие сроки всё семейство сбежало в новый форм. Сейчас живут и радуются, быстро растут.

Кстати, что за вид? Один из ваших кампонотусов?